+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Методология

Регулирование раскрытия финансовой и нефинансовой информации: учет ESG-рисков в финансовой отчетности

Регулирование раскрытия финансовой и нефинансовой информации: учет ESG-рисков в финансовой отчетности |

В отчете Measuring Stakeholder Capitalism: Towards Common Metrics and Consistent Reporting of Sustainable Value Creation объединены показатели, которые могут быть использованы для раскрытия нефинансовой информации и вклада компании в достижение ЦУР ООН. Эти показатели основаны на уже существующих стандартах в области ESG с целью сближения методологий и обеспечения большей сопоставимости нефинансовой информации. На сегодняшний день почти 160 международных компаний из партнерского сообщества форума взяли обязательство использовать соответствующие метрики в отчетных материалах.
Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике

Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике |

Рассмотрим, в какой мере оценка (значительного) увеличения кредитного риска (ECL/SICR) по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может проводиться либо исключительно на количественной основе, либо исключительно на качественной основе, что такое «запаздывающий индикатор» и как рассчитывается риск возникновения дефолта.
Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях

Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях |

Согласно МСФО (IFRS) 16 «Аренда» с 1 января 2019 г. изменилось даже само понятие аренды: теперь необходимо определять, идентифицирован ли актив и переходит ли право на контроль его использования по договору аренды, чего не было в старых правилах. При оценке планируемого срока кредитные организации должны принимать во внимание право как на продление аренды, так и на ее прекращение. Рассмотрим особенности.
Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» |

Требования к раскрытию информации о финансовых инструментах актуальны для любых компаний, даже не являющихся финансовыми учреждениями. Рассмотрим, какие раскрытия требуются в соответствии с МСФО (IFRS) 7. Фактически этот стандарт — продолжение МСФО (IFRS) 9. Рассматриваемый стандарт обязателен к применению любыми организациями в отношении всех типов корпоративных финансовых инструментов с небольшим исключением.
Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80

Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80 |

Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80. Данный НСБУ основан на МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», введенном в действие на территории Беларуси постановлением Совмина и Нацбанка от 19.08.2016 № 657/20. Рассмотрим отличия НСБУ № 80 от МСФО.
Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ

Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ |

МСФО напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации, тем не менее в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. Международный стандарт аудита № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» причисляет инвентаризацию к основным процедурам контроля, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Принцип осмотрительности и его влияние на чистоту финансовой отчетности по МСФО

Принцип осмотрительности и его влияние на чистоту финансовой отчетности по МСФО |

Рассмотрим последствия применения принципа осмотрительности для достоверности и прозрачности финансовой отчетности, повышения уровня полезности отчетной информации для пользователей. Важно оценить, насколько принцип осмотрительности может повлиять на необоснованные ожидания относительно величины текущего и потенциального финансового результата.
Показатели оценки финансовой отчетности, составленной по МСФО

Показатели оценки финансовой отчетности, составленной по МСФО |

Рассмотрим классификацию пользователей финансовой отчетности, их информационные потребности и представим наиболее важные показатели для оценки отчетности с позиции заинтересованных пользователей для принятия обоснованных экономических решений. Для анализа деятельности предприятия пользователи финансовой отчетности должны рассмотреть большое количество различных показателей. Но особое значение имеют показатели платежеспособности и ликвидности предприятия.
Почему важно моделировать финансовое положение компании при переходе на МСФО

Почему важно моделировать финансовое положение компании при переходе на МСФО |

При первом применении МСФО прежде всего помнят, что наиболее осторожно признаются доходы и прибыль. Ухудшение финансового положения компании при переходе на МСФО (для белорусских компаний в среднем на треть) требует известной решительности, чтобы применять иные правила представления компании в ее отчетности. Прозрачность отчетности означает также и повышенные затраты на ее подготовку и представление.
Как разработать идеальные план счетов и баланс на основе Концептуальных основ

Как разработать идеальные план счетов и баланс на основе Концептуальных основ |

Совет по МСФО выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности (Conceptual Framework for financial reporting, сокр. IFRS Framework). С этим документом необходимо ознакомиться, так как внесены важные изменения. Прежде всего Совет по МСФО заполнил пробелы, введя важные концепции по теме изменения, представления информации и раскрытий, в том числе уточнив доходы и расходы в P&L и прочем совокупном доходе (OCI). Кроме того, уточнению подвергли ключевые определения активов и обязательств, а также критерии для их признания. Также Совет обновил подход к признанию активов и обязательств.
Методические подходы к формированию учетной политики сельскохозяйственных предприятий в соответствии с МСФО

Методические подходы к формированию учетной политики сельскохозяйственных предприятий в соответствии с МСФО |

Рассмотрим проблемы, связанные с профессиональным суждением и отражением в учетной политике подходов к определению существенной информации, допущения и требования к формированию учетной политики в соответствии с белорусским законодательством, а также методические подходы формирования учетной политики в зависимости от отраслевых особенностей и требований международных стандартов финансовой отчетности. Предлагаем конкретные модели формирования сельскохозяйственными организациями единой учетной политики.
Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО

Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО |

В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.
Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО

Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО |

Признание обязательств, связанных с неопределенностью, — практическая задача, требующая профессиональной оценки. Кроме того, практика применения МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» довольно противоречива. Согласно МСФО (IAS) 37 резерв (provision) — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Поскольку резерв — это прежде всего обязательство, то он должен соответствовать определению обязательства.
Два варианта расчета суммы уценки ТМЦ по МСФО

Два варианта расчета суммы уценки ТМЦ по МСФО |

Бухгалтерский баланс не всегда отражает реальную стоимость активов, в том числе запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Учет запасов» оценка запасов производятся по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой цене продажи. Учетной политикой компании может быть предусмотрено, что уценке подлежат материальные запасы, которые числятся на складе дольше, чем некоторый установленный компанией срок. При этом для разных видов запасов (материалы, товары, отдельные группы материалов или товаров) может быть установлен разный срок. Таким образом, возникает задача рассчитать сумму уценки.
Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16

Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16 |

Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019.
Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |

Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
Полемика
Аудит

1. Разъяснение о распределении рабочего времени между аудитором и ассистентом аудитора |

Аудиторская палата подготовила разъяснение по вопросам, поступающим от членов Аудиторской палаты, в отношении порядка распределения рабочего времени между членами аудиторской группы, в частности — аудитором и ассистентом аудитора. Есть ли в национальном законодательстве ограничения по распределению рабочего времени между аудитором и ассистентом аудитора?

2. О разъяснении обязанностей руководителя аудиторского задания |

Аудиторская палата подготовила разъяснение по поступающим от аудиторских организаций вопросам о возможности совмещения руководителем аудиторского задания обязанностей руководителя аудиторской группы. Может ли руководитель аудиторского задания одновременно быть руководителем аудиторской группы? Может ли руководитель аудиторского задания быть аудитором, проводившим аудит в одном лице?

3. Риск-ориентированный налоговый аудит: пример карты рисков и контрольных процедур |

В настоящее время налоговый аудит выходит за рамки традиционного аудита и рассматривается как согласованная с клиентом процедура, направленная на детальную проверку правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и сборов. При этом именно налоговый аудит является одной из самых востребованных услуг, поскольку налогоплательщики хотят обезопасить себя от претензий со стороны налоговых органов.

4. Исчисление и уплата налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, в 2025 году |

Комментарий к  Закону Республики Беларусь от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов» в части изменения методики исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство.
Колонка редактора

1. Несопоставимые раскрытия по МСФО. Связь между финансовой отчетностью и финансовой информацией по устойчивому развитию |

Фонд МСФО запустил бесплатный навигатор по стандартам раскрытия информации, разработанным Советом по стандартам отчетности в области устойчивого развития (SASB). Материалы размещены в соответствии с отраслевой классификацией SASB и доступны в формате PDF и HTML. Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) опубликовал отчет «Качество раскрытий и международная сопоставимость по МСФО.

2. Учетная политика на 2025 год: изменения в МСФО (IAS) 8 и Налоговый кодекс Республики Беларусь |

Ключевые поправки к МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» включают требование к компании раскрывать существенную информацию об учетной политике, а не полностью основные положения учетной политики. Теперь в МСФО (IAS) 8 приведены примеры существенных положений учетной политики и разъяснения отличий между изменениями в бухгалтерских оценках и изменениями в учетной политике и исправлением ошибок, и то, каким образом организации используют методы измерения и исходные данные для разработки бухгалтерских оценок.

3. Новый стандарт МСФО (IFRS) 18: показатели эффективности, определяемые руководством |

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) выпустил долгожданный новый стандарт МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» (Presentation and Disclosure in Financial Statements). Стандарт вступит в силу для отчетности, подготовленной за год, начинающийся с 1 января 2027 г., с учетом требований некоторых юрисдикций представления сравнительной информации на две сравнительных отчетных даты ретроспективно должны быть скорректированы данные на 1 января 2025 г. и 1 января 2026 г.