+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Колонка редактора

Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года

Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года |

Не успели компании отчитаться за 2023 финансовый год, как уже наступила пора составлять промежуточную финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Напомним, что ключевым смыслом МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» является то, что в такой отчетности должны раскрываться только существенные данные и изменения по сравнению с информацией, представленной в предшествующей годовой финансовой отчетности.
ESG-профиль поставщика: почему важна отчетность МСФО (IFRS) S1 и МСФО (IFRS) S2

ESG-профиль поставщика: почему важна отчетность МСФО (IFRS) S1 и МСФО (IFRS) S2 |

Принимая как факт, что 80 % товаров во внешнеторговом обороте проходят через глобальные цепочки поставок, крупные компании все чаще обязаны проводить комплексную проверку в сфере устойчивого развития их цепочки создания стоимости. Из этого следует, что оценка ESG-профиля поставщиков и учет неблагоприятных влияний их деятельности представляют собой важные рычаги создания стоимости.
Самые важные изменения в сфере применения МСФО

Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности

Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.
Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой

Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.
Совет по МСФО вносит изменения в требования к налоговому учету в связи с Pillar II

Совет по МСФО вносит изменения в требования к налоговому учету в связи с Pillar II |

С 1 января 2024 г. Pillar II начнет действовать полностью на территории стран ЕС: в декабре 2022 на заседании ECOFIN было объявлено о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки заседания). Все государства ЕС должны завершить имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года.
Какие искажения в отчетности может обнаружить аудитор?

Какие искажения в отчетности может обнаружить аудитор? |

В связи с нестабильной экономической ситуацией предприятия вынуждены экономить и сокращать затраты на квалифицированную подготовку отчетности, поэтому ошибки могут быть в сумме, в представлении, в раскрытии, в классификации. При подготовке отчетности по МСФО используются оценки и суждения, поэтому аудитор изучает все представленные допущения и методологии.
Выход на новые рынки и достоверность финансовой отчетности по МСФО

Выход на новые рынки и достоверность финансовой отчетности по МСФО |

Перевод отчетности в МСФО на данный момент предполагает большую открытость своего бизнеса, как для собственных акционеров, так и для потенциальных инвесторов. Ведение учета по МСФО дает большие преимущества конкурентоспособности, а также дополнительную возможность выхода на новые рынки на взаимовыгодных условиях.
Оценка существенности и эффективное определение рисков

Оценка существенности и эффективное определение рисков |

Любой риск может сегодня оказать существенное влияние на бизнес, а управление рисками заключается не только в реагировании на изменения. Организациям рекомендуется использовать Практические рекомендации № 2 по применению МСФО «Формирование суждений о существенности», которые содержат необязательные к применению указания, помогающие организациям принимать решения о существенности информации при подготовке отчетности.
Составление финансовой отчетности в условиях неопределенности

Составление финансовой отчетности в условиях неопределенности |

Регулирующие органы ужесточили процесс надзора за компаниями, находящимися в сфере их ответственности. В этом году пользователи финансовой отчетности будут как никогда внимательно изучать ее, чтобы получить представление о том, каких финансовых результатов ожидать от компании, и о том, как она управляет своими рисками. Подготовка финансовой отчетности потребует больше времени и усилий для того, чтобы обеспечить раскрытие в ней точной и достоверной информации.
Пора задуматься об учетной политике и формировании резервов в 2023 году

Пора задуматься об учетной политике и формировании резервов в 2023 году |

Разрабатывая положения учетной политики на 2023 год, необходимо предвидеть сложности в экономике и самостоятельно определить преимущества и недостатки, связанные с использованием положений учетной политики, совпадающих или не совпадающих в белорусской системе учета и МСФО (IFRS), в зависимости от конкретных условий. Некоторые обязательства можно оценить лишь со значительной долей приближения. Согласно МСФО экономические субъекты учитывают эти обязательства как резервы.
Неопределенные налоговые позиции: актуальность Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23

Неопределенные налоговые позиции: актуальность Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 |

Неопределенность при отражении налогов возникает, в наших условиях, постоянно, при этом существует неопределенность относительно того, признают ли наши контролирующие органы наши решения правомерным. Комитет по разъяснениям МСФО (КРМФО) в Разъяснении (IFRIC) 23 подробно описал, как признавать и оценивать отложенные и текущие активы и обязательства по налогу на прибыль в случае, если имеется неопределенность при отражении налога.
О применении МСФО в сегодняшних непростых условиях

О применении МСФО в сегодняшних непростых условиях |

При подготовке консолидированной отчетности необходимо отметить, что оценка ожидаемых кредитных убытков должна отражать обоснованную и подтверждаемую информацию о прошлых событиях, текущих и прогнозируемых будущих экономических условиях, доступную на отчетную дату. Согласно МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» надо использовать данные с тех рынков, к которым есть доступ.
Раскрытие информации и транспарентность: белорусские банки перейдут к применению только МСФ

Раскрытие информации и транспарентность: белорусские банки перейдут к применению только МСФ |

В проекте закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности» прописано, что все белорусские банки перейдут к применению МСФО в качестве первоочередных и единственных стандартов при ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности.
Комбинированная финансовая отчетность на основе МСФО: реалии сегодняшнего дня

Комбинированная финансовая отчетность на основе МСФО: реалии сегодняшнего дня |

До недавних пор международные стандарты никак не регламентировали и даже не упоминали возможность составления комбинированной финансовой отчетности для крупных компаний, применяющих МСФО. Целесообразно при составлении комбинированной отчетности ориентироваться не на положения МСФО для МСБ, а на требования МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
Чрезвычайные обстоятельства, оценка влияния санкций и ожидаемые кредитные убытки

Чрезвычайные обстоятельства, оценка влияния санкций и ожидаемые кредитные убытки |

Наша финансовая система никогда не сталкивалась с таким набором широких санкций и ограничений. Всю трагедию происходящего нам еще только предстоит осознать в будущем, но отчеты за прошлый год надо уже завершать, а значит, надо и пояснения о работе в 2022 году готовить. А с этим, как мы понимаем, пока большие трудности. Как можно обеспечить непрерывность деятельности, спрогнозировать кредитные убытки и спланировать прибыль, если события развиваются драматически стремительно?
Полемика
Аудит

1. О порядке постановки на учет иностранных организаций из ЕАЭС. Официальное разъяснение Федеральной налоговой службы Российской Федерации |

Согласно новому порядку место реализации товаров при электронной торговле товарами определяется на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 147 Кодекса. Территория Российской Федерации признается местом реализации товаров, если товар ЕАЭС, реализуемый посредством электронной торговой площадки продавцом государства — члена ЕАЭС, в момент получения его покупателем — физическим лицом находится на территории Российской Федерации. При этом под электронной торговой площадкой понимается информационная система, функционирующая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Об изменениях законодательства по вопросам соцстрахования и пенсионного обеспечения |

В профильной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится на рассмотрении проект Закона об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3. Оценка имеющихся методик риск-менеджмента и внутреннего контроля |

Оценка имеющихся методик риск-менеджмента и внутреннего контроля (COSO, FERMA, ISO и др.) показала, что модели внутреннего контроля и риск-менеджмента COSO, сосредоточенные на процессных риск-менеджменте и контроле, описывают их наиболее последовательно. В то же время в них не вполне учтена первичность внутреннего контроля по отношению к рискам. В документах имеются противоречия по вопросу приоритетности рисков и контроля, что осложняет нашу работу.

4. Контрольно-надзорную деятельность отрегулируют новым указом |

Проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства. Планируется ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера.
Колонка редактора

1. Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года |

Не успели компании отчитаться за 2023 финансовый год, как уже наступила пора составлять промежуточную финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Напомним, что ключевым смыслом МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» является то, что в такой отчетности должны раскрываться только существенные данные и изменения по сравнению с информацией, представленной в предшествующей годовой финансовой отчетности.

2. ESG-профиль поставщика: почему важна отчетность МСФО (IFRS) S1 и МСФО (IFRS) S2 |

Принимая как факт, что 80 % товаров во внешнеторговом обороте проходят через глобальные цепочки поставок, крупные компании все чаще обязаны проводить комплексную проверку в сфере устойчивого развития их цепочки создания стоимости. Из этого следует, что оценка ESG-профиля поставщиков и учет неблагоприятных влияний их деятельности представляют собой важные рычаги создания стоимости.

3. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).