Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16 |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 03/2019
Количество просмотров 436
Автор отчетность, отчетность, МСФО, МСФО, аренда, аренда, стоимость стоимость

Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. Для организаций, не имеющих возможности приобрести в собственность необходимое для ведения деятельности имущество, одним из способов выхода из ситуации является аренда имущества. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019. Стандарт заменяет IAS 17 «Аренда», IFRIC 4 «Порядок определения наличия в соглашении признаков аренды», SIC 15 «Операционная аренда — стимулы», SIC 27 «Оценка содержаний операций, связанных с юридической формой аренды». Поэтому особенности учета аренды в соответствии с новым МСФО представляют интерес как для бухгалтеров, так и для аудиторов.

Согласно МСФО каждое соглашение об аренде классифицируется либо как финансовая аренда, либо как операционная аренда. Именно классификация аренды определяет порядок учета аренды у арендодателя и арендатора.

Поскольку порядок учета арендных отношений в международных стандартах зависит не от того, кто является юридическим собственником арендуемого актива, а определяется тем, кто несет риски и получает выгоды от используемого имущества, то правила учета могут применяться к договорам, которые отвечают определению договора аренды независимо от юридической формы соответствующего договора.

Финансовая аренда — это аренда, предусматривающая передачу практически всех рисков и выгод, связанных с владением активом. При этом право собственности на предмет аренды может передаваться, а может и не передаваться арендатору. Операционная же аренда — это аренда, не предусматривающая передачу арендатору практически всех рисков и вознаграждений, связанных с владением активом.

Риск — это потенциальные убытки, которые могут возникнуть в ходе деятельности по получению экономической выгоды и вероятность возникновения которых организация должна быть способна предотвратить или обеспечить покрытием прибыли. Риски, которые передает арендодатель в таких договорах, связаны, например, с потерями от простоя мощностей или технологического и морального износа, колебаниями прибыли из-за изменяющихся экономических условий. Выгоды от владения — это получение выгод от использования предмета договора аренды, повышения его стоимости или реализации остаточной стоимости и т.п.

При классификации договора аренды внимание следует уделять в большей степени передаче рисков, а не выгодам владения. Оценивая риски и выгоды, применяют следующие подходы:

  •    оценка исходя из относительных долей общих сумм возможных рисков и выгод;

  •    вероятностно-взвешенный метод — взвешивание всех возможных исходов по коэффициентам вероятности их наступления.

Следовательно, при принятии организацией решения о приобретении предмета аренды необходимо провести анализ рисков и представить инвестору расчет потенциальных убытков, а также продемонстрировать свою способность предотвратить возникновение убытков или обеспечить их покрытие прибылью.

При установлении факта перехода практически всех рисков и выгод оцениваются такие признаки, как продолжительность срока аренды в сравнении со сроком экономической службы арендуемого актива, возможность перехода к арендатору права собственности на арендуемый актив, а также сумма минимальных арендных платежей, производимых арендатором, в сравнении со справедливой стоимостью арендуемого актива на дату заключения соглашения об аренде.

Минимальные арендные платежи (МАП) — это платежи, которые арендатор должен или возможно будет должен произвести в пользу арендодателя на протяжении срока аренды. Кроме того, МАП включает:

  •  с точки зрения арендатора, — остаточную стоимость, гарантированную арендатором или стороной, связанной с арендатором;

  •  с точки зрения арендодателя, — остаточную стоимость, гарантированную любой третьей стороной, не связанной с арендодателем, при условии, что эта сторона имеет финансовые возможности выполнить обязательства по гарантии.

Важным является определение даты заключения договора аренды и срока аренды.

Срок аренды начинается с того момента, когда арендатор имеет возможность приступить к использованию арендуемого актива. Данный момент может наступить раньше даты начала фактического использования предмета аренды. Срок аренды включает определенный неотменяемый период действия договора, а также все последующие периоды, на которые арендатор может по своему выбору продлить аренду актива, и на момент заключения соглашения имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор воспользуется этим правом.

Что касается экономического срока службы арендуемого актива, то это период, на протяжении которого данный актив может быть годным к использованию. В международных стандартах нет определения «основной части» срока экономической службы актива. На практике компании ориентируются на указания ГААП США по учету договоров аренды. В соответствии с ГААП США пороговое значение «основной части» составляет 75% от срока экономической службы актива. Однако данный количественный показатель нельзя применять в качестве определяющего фактора. Необходимо рассматривать все факторы, имеющие отношение к аренде.

...

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.