+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
В Беларуси вводится налог на сверхприбыль с ковенантами. Можно ли ретроспективно отразить в учете и отчетности суммы доначисленного налога в завершенном периоде?

В Беларуси вводится налог на сверхприбыль с ковенантами. Можно ли ретроспективно отразить в учете и отчетности суммы доначисленного налога в завершенном периоде? |

В п. 85 ст. 1 проекта Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» предлагается в 2024 году увеличить стандартную ставку налога на прибыль с 20 % до 25 % для организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений юрлиц РБ), у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысит 25 000 000 руб. Традиционные подходы МСФО к формированию информации об объектах учета в отношении таких «ретроспективных» налогов не применимы.
«Отложенный налог, связанный с активами и обязательствами, которые возникают в результате одной операции»: обзор изменений в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

«Отложенный налог, связанный с активами и обязательствами, которые возникают в результате одной операции»: обзор изменений в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» |

Документом «Отложенный налог, связанный с активами и обязательствами, которые возникают в результате одной операции» внесены изменения в пункты 15, 22 и 24 и добавлен пункт 22A МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Данные поправки предусматривают необходимость признания отложенных налогов по операциям, которые при их первоначальном признании приводят к появлению одинаковых по размеру налогооблагаемых и вычитаемых временных разниц. Применять данные поправки необходимо в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 г.
Применение суждения о существенности к раскрытию информации об учетной политике — поправка к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

Применение суждения о существенности к раскрытию информации об учетной политике — поправка к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» |

Обратите внимание, что поправки к МСФО (IAS) 1 следует применять в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 г. или после этой даты. Документом «Раскрытие информации об учетной политике» внесены изменения в пункты 7, 10, 114, 117, добавлены пункты 117A–117E и исключены пункты 118, 119 и 121. Данным документом также внесены поправки в Практические рекомендации № 2 по применению МСФО «Формирование суждений о существенности».
«Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных»: применяем изменения к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

«Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных»: применяем изменения к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» |

Напомним, что изменения в «Классификацию обязательств как краткосрочных или долгосрочных», внесенные в пункты 69, 73, 74 и 76, а также новые пункты 72A, 75A, 76A и 76B МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» должны быть применены в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 г.
Обязательное раскрытие информации и внедрение с 1 января 2024 г. МСФО S1 и МСФО S2 для предприятий и их цепочек поставщиков

Обязательное раскрытие информации и внедрение с 1 января 2024 г. МСФО S1 и МСФО S2 для предприятий и их цепочек поставщиков |

Созданный в структуре Фонда МСФО Совет по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB) выпустил первый пакет стандартов МСФО S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, относящейся к устойчивому развитию» и первый тематический стандарт МСФО S2 «Раскрытия, связанные с изменениями климата», которые вводятся в действие с 1 января 2024 г. и применяются к отчетам, которые подлежат опубликованию уже в 2025 году.
Организация создает веб-сайт. Как отличить нематериальные активы от расходов?

Организация создает веб-сайт. Как отличить нематериальные активы от расходов? |

Предприятию следует учитывать тот факт, что согласно МСФО и интерпретациям к ним не всегда сайт признается нематериальным активом, а в случае, если сайт соответствует критериям нематериального актива, не все затраты, связанные с созданием и внедрением сайта, капитализируются.
О списании активов, попавших под международные санкции. Позиция Национального банка

О списании активов, попавших под международные санкции. Позиция Национального банка |

Национальный банк Республики Беларусь письмом от 19.09.2023 № 23-13/50 «О вопросах специального резервирования» дал примечательные пояснения по работе с задолженностью. Для практического применения особый интерес вызывает пункт о списании активов, попавших под международные санкции.
Модификация условий финансовых активов и финансовых обязательств: практика применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

Модификация условий финансовых активов и финансовых обязательств: практика применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» |

Организации могут столкнуться с проблемами движения денежных средств в результате перебоев в деятельности, более высоких операционных затрат или потери выручки. Таким организациям, возможно, придется обратиться к кредиторам за дополнительной финансовой помощью и/или пересмотреть условия существующих кредитных договоров. В таких случаях они должны будут проанализировать положения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», чтобы определить, являются ли изменения существующих условий договора значительной модификацией или прекращением договора, что в любом случае окажет влияние на порядок учета.
Можно ли минимизировать начисление амортизации из-за временного закрытия или запрета на ведение деятельности предприятия? Ищем ответы в МСФО (IAS) 16

Можно ли минимизировать начисление амортизации из-за временного закрытия или запрета на ведение деятельности предприятия? Ищем ответы в МСФО (IAS) 16 |

Из-за внешних санкций, временного закрытия или запрета на ведение деятельности предприятие не получает выручку, но вынуждено по-прежнему начислять амортизацию, что приводит к бухгалтерскому убытку. Рассмотрим варианты, как решить эту проблему. Это ни в коем случае не творческий учет, а применение других положений МСФО к конкретной ситуации.
Внедрение модельных правил Pillar II и поправки к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» в отчетности 2023 года

Внедрение модельных правил Pillar II и поправки к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» в отчетности 2023 года |

Организация экономического сотрудничества и развития внедрила правила Pillar II, направленные на реформирование международной системы корпоративного налогообложения. Это значит, что компании: должны рассчитывать свою эффективную налоговую ставку для каждой юрисдикции, в которой они осуществляют свою деятельность; обязаны уплатить дополнительный налог в сумме разницы между своей эффективной налоговой ставкой по каждой юрисдикции и минимальной ставкой налога в размере 15 %.
Определение валютного курса при невозможности обмена валюты. Анализ поправок в МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Определение валютного курса при невозможности обмена валюты. Анализ поправок в МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» |

15 августа 2023 г. Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB) опубликовал поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов», которые потребуют от компаний оценки того, может ли валюта быть обменена на другую валюту, а также помогут повысить качество раскрытия информации в своей финансовой отчетности.
Общий рынок аудита стран ЕАЭС заработает в 2024 году

Общий рынок аудита стран ЕАЭС заработает в 2024 году |

Соглашение позволит сформировать в ЕАЭС единый рынок аудиторских услуг, их предоставление без ограничений и изъятий, а также без дополнительного учреждения компаний в стране пребывания. Должно последовать взаимное признание квалификационных аттестатов и аудиторских заключений. Соглашение определяет единые требования к аудиторам, аудиторским организациям, возникновению и прекращению права на осуществление аудиторской деятельности, экзаменам, внешнему контролю качества и профессиональным стандартам
В Беларуси с 1 января 2024 г. изменятся подходы к переоценке имущества

В Беларуси с 1 января 2024 г. изменятся подходы к переоценке имущества |

Предусматривается с 1 января 2024 г. проведение переоценки в зависимости от категории имущества: обязательной ежегодной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств для всех организаций; добровольной переоценки (по решению руководителя организации) — в отношении иных видов имущества (машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь).
Обзор поправок к МСФО, руководства для НКО и глобальность МСФО S1 и МСФО S2

Обзор поправок к МСФО, руководства для НКО и глобальность МСФО S1 и МСФО S2 |

Совет по МСФО (IASB) опубликовал очередные точечные поправки к МСФО и руководству по применению МСФО. Поправки включают уточнения, упрощения, исправления и изменения стандартов МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств».
Совет по МСФО разъясняет тонкости отчета о прибылях и убытках и предупреждает о полной замене МСФО (IAS) 1

Совет по МСФО разъясняет тонкости отчета о прибылях и убытках и предупреждает о полной замене МСФО (IAS) 1 |

На заседании Совета по МСФО состоялось обсуждение предложений, содержащихся в предварительном проекте по представлению и раскрытию информации в отчетности в отношении категорий и промежуточных итогов, а также МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» и МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
Об изменениях в стандартах МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» с 1 января 2024 г.

Об изменениях в стандартах МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» с 1 января 2024 г. |

С 1 января 2024 г. вступают в силу изменения в стандарты МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» в отношении финансирования поставщиков (обратный факторинг), опубликованные Советом по МСФО 25 мая 2023 г.

Полемика
Аудит

1. Тонкости законодательства: какие организации и ИП будут относиться к неактивным плательщикам |

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.05.2023 № 19 утверждена Инструкция о порядке отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к неактивным плательщикам.

2. Определены порядок распоряжения прибылью и распределения дивидендов в случаях принятия ограничительных мер, а также регулирование по отчуждению активов, принадлежащих лицам из недружественных стран |

16 сентября вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 № 285 «О специальных счетах», который определяет особенности получения иностранными участниками и собственниками имущества прибыли и дивидендов от юрлиц Беларуси. 19 октября Указом № 326 введена система контроля со стороны государства за отчуждением лицами из недружественных стран принадлежащих им долей в уставных фондах (акций), а также недвижимого имущества белорусских предприятий.

3. Методология управленческого учета и организации контроля на этапе бюджетирования |

Рассмотрим внутренний контроль приемов бюджетирования, который повышает достоверность целевых показателей и подтверждает реальность полученных отклонений от запланированных норм в бюджетах. Стандартизация процесса контроля основывается на внутрифирменном положении, регламентирующем процедуры бюджетирования в организации.

4. Оценка и аудит нефинансовых активов в условиях применения МСФО |

Улучшение качества финансовых отчетов и применение справедливой стоимости при оценке нефинансовых активов — широко обсуждаемые вопросы на международном уровне. В статье представлены методы оценки стоимости активов, обоснована необходимость расширения сфер применения справедливой стоимости и сформулированы новые задачи аудита оценки нефинансовых активов.
Колонка редактора

1. Совет по МСФО вносит изменения в требования к налоговому учету в связи с Pillar II |

С 1 января 2024 г. Pillar II начнет действовать полностью на территории стран ЕС: в декабре 2022 на заседании ECOFIN было объявлено о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки заседания). Все государства ЕС должны завершить имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года.

2. Какие искажения в отчетности может обнаружить аудитор? |

В связи с нестабильной экономической ситуацией предприятия вынуждены экономить и сокращать затраты на квалифицированную подготовку отчетности, поэтому ошибки могут быть в сумме, в представлении, в раскрытии, в классификации. При подготовке отчетности по МСФО используются оценки и суждения, поэтому аудитор изучает все представленные допущения и методологии.

3. Выход на новые рынки и достоверность финансовой отчетности по МСФО |

Перевод отчетности в МСФО на данный момент предполагает большую открытость своего бизнеса, как для собственных акционеров, так и для потенциальных инвесторов. Ведение учета по МСФО дает большие преимущества конкурентоспособности, а также дополнительную возможность выхода на новые рынки на взаимовыгодных условиях.