Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ

Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Количество просмотров 33
Автор МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСА № 400 МСА № 400

Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации, тем не менее в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. Международный стандарт аудита № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» причисляет инвентаризацию к основным процедурам контроля, проводимым руководством аудируемого лица с целью упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При сравнении международных и отечественных стандартов финансовой отчетности по вопросам проведения инвентаризации в некоторых аспектах наблюдается сходство. Так, например, объекты инвентаризации по международным стандартам в большинстве случаев носят обозначения, аналогичные белорусским. Значимых различий не наблюдается и в процедуре проведения инвентаризации: по наличию документальной и вещественной проверки, сравнительно-аналитического этапа (сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета), заключительного этапа (на котором руководитель на основании данных инвентаризации делает выводы и принимает управленческие решения), а также по отражению в учете недостач, выявленных в ходе проведения инвентаризации.

Однако при существующем сходстве также имеют место и различия. Дело в том, что сама сущность объектов бухгалтерского учета и критерии их признания в отчетности, составленной по стандартам бухгалтерского учета, принятым в Беларуси (НСБУ), в некоторых случаях вступают в существенные противоречия с требованиями МСФО.

Вследствие этого, во-первых, возникает необходимость проводить инвентаризацию имущества, отсутствующего в отчетности, сформированной по белорусскому законодательству, и наоборот, не проводить инвентаризацию таких активов, которые в соответствии с МСФО утрачивают критерии их признания. Во-вторых, по причине необходимости реклассификации ряда активов инвентаризационные процедуры направлены на объекты, принятые при формировании отчетности, составленной как по международным, так и по отечественным стандартам учета, но интерпретируемые различным образом.

Проведенное исследование отечественных и международных стандартов финансовой отчетности позволило составить таблицу, отражающую их несоответствие по вопросам проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

 

Таблица

Несоответствие МСФО и НСБУ в вопросах инвентаризации

... 

Данная таблица может использоваться организациями, трансформирующими свою отчетность согласно МСФО, а также организациями, которые только собираются перейти к учету по международным стандартам.

Рассмотрим подробнее каждое из противоречий

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!