Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |

Автор Регина НУФИЕВА Регина НУФИЕВА
Количество просмотров 44
Автор господдержка, господдержка, субсидии, субсидии, МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»
Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Сегодня ведется очень много дискуссий об оценке (переоценке) роли госсектора и инвентаризации госпрограмм. Беларусь увлечена поиском эффективной государственной политики по управлению и поддержке отраслей. Отметим, что экономическое состояние отраслей, в частности и предприятий, получающих государственную помощь в любой форме, намного отличается от положений отраслей и, соответственно, предприятий, которые такой помощи не получают.

Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.

Рассмотрим основные принципы признания правительственных субсидий и различной государственной помощи согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь — это действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение не раскрывает государственную помощь как отдельную экономическую категорию. В данном определении берется обобщенное понятие «действия государства», а в белорусской практике под государственной помощью подразумеваются реальные средства в виде поступления активов (денежных средств или иного вида имущества), а к действиям государства, направленным на обеспечение экономических выгод, можно отнести и организацию специфической налоговой политики в отношении определенных секторов экономики, и предоставление имущества в лизинг, например. Однако данные категории не входят в виды государственной помощи, которые указаны в самом МСФО (IAS) 20. Исходя из этого предлагаем формулировать определение госпомощи как действия государства в виде предоставления ресурсов в денежной и неденежной формах, предусматривающих предоставление активов в денежной и неденежной формах, направленных на увеличение экономических выгод компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение носит более корректный характер для нашей практики.

В контексте данного стандарта не предусмотрено включение в состав государственной помощи так называемых косвенных выгод. Особенностью таких выгод является косвенное отношение государства к деятельности предприятия в целях увеличения его прибыльности. В основном такие выгоды предоставляются посредством влияния на общие условия функционирования предприятия. В качестве примера можно привести создание определенных торговых ограничений для конкурентов или создание наиболее благоприятных условий для функционирования на определенной территории исходя из отраслевых особенностей, участие членов правительства в руководящих структурах предприятия и др. В Беларуси такой вид помощи очень часто применяется, однако ее достаточно трудно рационально оценить. Поэтому эксперты считают, что в МСФО (IAS) 20 необходимо, во-первых, определить сам факт существования такой помощи, во-вторых, указать, что такие мероприятия государства в случае их существенности для понимания отчетов следует раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 20 раскрывает государственные субсидии как государственную помощь в виде передачи ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем). В данном определении не уточнен вид ресурсов, то есть, учитывая, что под ресурсами подразумеваются и денежные средства, и основные средства, и материалы, и нематериальные активы, можно сказать, что согласно МСФО (IAS) 20 субсидии могут выдаваться в виде любого из этих ресурсов. Эксперты предлагают сформулировать понятие «государственные субсидии» как государственную помощь в виде передачи финансовых ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем), а ресурсы, отличные от финансовых средств, в МСФО (IAS) 20 следует рассматривать как отдельную категорию государственной помощи. Конечно, корректировка понятия «государственные субсидии» не совсем корректна с точки зрения финансовой теории, так как во всех источниках государственные субсидии рассматриваются как средства денежного и материального характера. Но в целях применения в учетной практике адаптация МСФО (IAS) 20 с данной точки зрения наиболее правильна.

Проанализируем формы государственной помощи. Согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», государство может предоставлять юридическим лицам государственную помощь в форме:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

1. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

2. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

3. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

4. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

5. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

6. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

7. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
Колонка редактора

1. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

2. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?

3. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.