Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |
Сегодня ведется очень много дискуссий об оценке (переоценке) роли госсектора и инвентаризации госпрограмм. Беларусь увлечена поиском эффективной государственной политики по управлению и поддержке отраслей. Отметим, что экономическое состояние отраслей, в частности и предприятий, получающих государственную помощь в любой форме, намного отличается от положений отраслей и, соответственно, предприятий, которые такой помощи не получают.
Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
Рассмотрим основные принципы признания правительственных субсидий и различной государственной помощи согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь — это действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение не раскрывает государственную помощь как отдельную экономическую категорию. В данном определении берется обобщенное понятие «действия государства», а в белорусской практике под государственной помощью подразумеваются реальные средства в виде поступления активов (денежных средств или иного вида имущества), а к действиям государства, направленным на обеспечение экономических выгод, можно отнести и организацию специфической налоговой политики в отношении определенных секторов экономики, и предоставление имущества в лизинг, например. Однако данные категории не входят в виды государственной помощи, которые указаны в самом МСФО (IAS) 20. Исходя из этого предлагаем формулировать определение госпомощи как действия государства в виде предоставления ресурсов в денежной и неденежной формах, предусматривающих предоставление активов в денежной и неденежной формах, направленных на увеличение экономических выгод компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение носит более корректный характер для нашей практики.
В контексте данного стандарта не предусмотрено включение в состав государственной помощи так называемых косвенных выгод. Особенностью таких выгод является косвенное отношение государства к деятельности предприятия в целях увеличения его прибыльности. В основном такие выгоды предоставляются посредством влияния на общие условия функционирования предприятия. В качестве примера можно привести создание определенных торговых ограничений для конкурентов или создание наиболее благоприятных условий для функционирования на определенной территории исходя из отраслевых особенностей, участие членов правительства в руководящих структурах предприятия и др. В Беларуси такой вид помощи очень часто применяется, однако ее достаточно трудно рационально оценить. Поэтому эксперты считают, что в МСФО (IAS) 20 необходимо, во-первых, определить сам факт существования такой помощи, во-вторых, указать, что такие мероприятия государства в случае их существенности для понимания отчетов следует раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.
МСФО (IAS) 20 раскрывает государственные субсидии как государственную помощь в виде передачи ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем). В данном определении не уточнен вид ресурсов, то есть, учитывая, что под ресурсами подразумеваются и денежные средства, и основные средства, и материалы, и нематериальные активы, можно сказать, что согласно МСФО (IAS) 20 субсидии могут выдаваться в виде любого из этих ресурсов. Эксперты предлагают сформулировать понятие «государственные субсидии» как государственную помощь в виде передачи финансовых ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем), а ресурсы, отличные от финансовых средств, в МСФО (IAS) 20 следует рассматривать как отдельную категорию государственной помощи. Конечно, корректировка понятия «государственные субсидии» не совсем корректна с точки зрения финансовой теории, так как во всех источниках государственные субсидии рассматриваются как средства денежного и материального характера. Но в целях применения в учетной практике адаптация МСФО (IAS) 20 с данной точки зрения наиболее правильна.
Проанализируем формы государственной помощи. Согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», государство может предоставлять юридическим лицам государственную помощь в форме:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь