Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |

Автор Регина НУФИЕВА Регина НУФИЕВА
Номер № 03/2019
Количество просмотров 324
Автор господдержка, господдержка, субсидии, субсидии, МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

Сегодня ведется очень много дискуссий об оценке (переоценке) роли госсектора и инвентаризации госпрограмм. Беларусь увлечена поиском эффективной государственной политики по управлению и поддержке отраслей. Отметим, что экономическое состояние отраслей, в частности и предприятий, получающих государственную помощь в любой форме, намного отличается от положений отраслей и, соответственно, предприятий, которые такой помощи не получают.

Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.

Рассмотрим основные принципы признания правительственных субсидий и различной государственной помощи согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь — это действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение не раскрывает государственную помощь как отдельную экономическую категорию. В данном определении берется обобщенное понятие «действия государства», а в белорусской практике под государственной помощью подразумеваются реальные средства в виде поступления активов (денежных средств или иного вида имущества), а к действиям государства, направленным на обеспечение экономических выгод, можно отнести и организацию специфической налоговой политики в отношении определенных секторов экономики, и предоставление имущества в лизинг, например. Однако данные категории не входят в виды государственной помощи, которые указаны в самом МСФО (IAS) 20. Исходя из этого предлагаем формулировать определение госпомощи как действия государства в виде предоставления ресурсов в денежной и неденежной формах, предусматривающих предоставление активов в денежной и неденежной формах, направленных на увеличение экономических выгод компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Такое определение носит более корректный характер для нашей практики.

В контексте данного стандарта не предусмотрено включение в состав государственной помощи так называемых косвенных выгод. Особенностью таких выгод является косвенное отношение государства к деятельности предприятия в целях увеличения его прибыльности. В основном такие выгоды предоставляются посредством влияния на общие условия функционирования предприятия. В качестве примера можно привести создание определенных торговых ограничений для конкурентов или создание наиболее благоприятных условий для функционирования на определенной территории исходя из отраслевых особенностей, участие членов правительства в руководящих структурах предприятия и др. В Беларуси такой вид помощи очень часто применяется, однако ее достаточно трудно рационально оценить. Поэтому эксперты считают, что в МСФО (IAS) 20 необходимо, во-первых, определить сам факт существования такой помощи, во-вторых, указать, что такие мероприятия государства в случае их существенности для понимания отчетов следует раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 20 раскрывает государственные субсидии как государственную помощь в виде передачи ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем). В данном определении не уточнен вид ресурсов, то есть, учитывая, что под ресурсами подразумеваются и денежные средства, и основные средства, и материалы, и нематериальные активы, можно сказать, что согласно МСФО (IAS) 20 субсидии могут выдаваться в виде любого из этих ресурсов. Эксперты предлагают сформулировать понятие «государственные субсидии» как государственную помощь в виде передачи финансовых ресурсов в обмен на выполнение условий (в прошлом или в будущем), а ресурсы, отличные от финансовых средств, в МСФО (IAS) 20 следует рассматривать как отдельную категорию государственной помощи. Конечно, корректировка понятия «государственные субсидии» не совсем корректна с точки зрения финансовой теории, так как во всех источниках государственные субсидии рассматриваются как средства денежного и материального характера. Но в целях применения в учетной практике адаптация МСФО (IAS) 20 с данной точки зрения наиболее правильна.

Проанализируем формы государственной помощи. Согласно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», государство может предоставлять юридическим лицам государственную помощь в форме:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.