Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике

Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике |

Автор Нонна Луцкер Нонна Луцкер
Номер № 05/2019
Количество просмотров 24
Автор МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

Рассмотрим, в какой мере оценка (значительного) увеличения кредитного риска (ECL/SICR) по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может проводиться либо исключительно на количественной основе, либо исключительно на качественной основе, что такое «запаздывающий индикатор» и как рассчитывается риск возникновения дефолта. 

Оценка того, что считается значительным увеличением кредитного риска, может оказать существенное влияние на признанный убыток от финансового актива. Рассмотрим, какие факторы должна учитывать финансовая организация, отчитывающаяся по МСФО, при определении того, что является значительным увеличением кредитного риска.

Если уровень кредитного риска не увеличился значительно с момента первоначального признания, признается 12-месячный ожидаемый кредитный убыток (ECL, от англ. expected credit loss), Стадия 1 (если финансовый актив не приобретен или не создан кредитным обесценением).

Если кредитный риск значительно повысился с момента первоначального признания, признается ожидаемый кредитный убыток на протяжении всего срока действия финансового инструмента (lifetime ECL), Стадия 2, который может быть значительно выше, чем 12-месячный ECL.

Таким образом, оценка того, что считается значительным увеличением кредитного риска, может оказать существенное влияние на признание ожидаемых кредитных убытков.

Какие факторы должна учитывать компания при определении того, что является значительным увеличением кредитного риска?

В МСФО (IFRS) 9 нет определения того, что является «значительным» увеличением кредитного риска (SICR, от англ. significant increase in credit risk). Это очень субъективная область без четких ориентиров.

Необходимо выявить соответствующие факторы, которые указывают на значительное увеличение кредитного риска на основе фактов и обстоятельств, характерных для финансового актива, и того, как предприятие управляет кредитным риском.

Как правило, оценка состоит из трех составляющих:

  1. количественный элемент;

  2. качественный элемент; а также

  3. прогноз просрочки платежей, превышающей 30 дней, что в МСФО (IFRS) 9, п. 5.5.11, упоминается как «запаздывающий индикатор» (backstop indictor).

Факторы, которые предприятие должно учитывать при определении значительного увеличения кредитного риска, включают следующее (учтите, что это не исчерпывающий список).

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФОЛТА

...

РИСК ДЕФОЛТА, А НЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОЖИДАЕМЫХ УБЫТКОВ

...

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

...

ОСТАВШИЙСЯ СРОК ДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА

...

СТАДИЯ 2 НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «ЗАЛОМ ОЖИДАНИЯ» ДЕФОЛТА

...

РАЗУМНЫЕ ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ PD

... 

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ

...

ЗАПАЗДЫВАЮЩИЙ ИНДИКАТОР

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!