Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО |

Автор Анна ТЕТЕРЛЕВА Анна ТЕТЕРЛЕВА
Количество просмотров 13
Автор МСФО, МСФО, резервы, резервы, учетная политика учетная политика
Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО

В связи с введением МСФО в правовую сферу нашей страны у многих организаций возникают вопросы о необходимости применения МСФО на практике, а также механизмах внедрения и подготовки отчетности по международным стандартам.

Признание обязательств, связанных с неопределенностью, — практическая задача, требующая профессиональной оценки. Кроме того, практика применения МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» довольно противоречива.

Согласно МСФО (IAS) 37 резерв (provision) — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Поскольку резерв — это прежде всего обязательство, то он должен соответствовать определению обязательства.

Концептуальные основы финансовой отчетности приводят следующее определение обязательства — это существующая обязанность предприятия, возникшая в результате прошлых событий, вследствие исполнения которой ожидается выбытие из компании ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды.

Обязательство признается в Отчете о финансовом положении только при одновременном выполнении следующих критериев признания:

§   соответствие определению обязательства;

§   вероятность того, что будущая экономическая выгода, связанная с обязательством, будет утрачена;

§   возможность надежно измерить или оценить обязательство.

Однако резервы принципиально отличаются от других видов обязательств, таких как торговая кредиторская задолженность и начисления, наличием неопределенности относительно сроков или величины будущих затрат, требуемых для погашения резерва.

Начисленные обязательства часто представляются в отчетности как часть торговой и прочей кредиторской задолженности, в то время как резервы представляются отдельно.

Следовательно, основным отличием резервов от других видов обязательств является именно неопределенность относительно суммы, которую нужно выплатить, или времени платежа.

Стандарт МСФО (IAS) 37 устанавливает следующие критерии, при одновременном выполнении которых резерв признается в финансовой отчетности:

1) у предприятия есть существующее обязательство (юридическое или конклюдентное), возникшее в результате какого-либо прошлого события;

2) представляется вероятным, что для урегулирования обязательства потребуется выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды;

3) возможно привести надежную расчетную оценку величины обязательства.

Если хотя бы одно из вышеприведенных условий не выполняется, резерв не признается в финансовой отчетности (однако при этом, возможно, потребуется раскрытие в качестве условного обязательства).

Использование расчетных оценок является непременным условием подготовки финансовой отчетности. Это особенно справедливо в отношении резервов, которые по своей природе являются более неопределенными, чем большинство других статей Отчета о финансовом положении.

Сумма, признанная в качестве резерва, должна отражать наилучшую расчетную оценку затрат, необходимых на конец отчетного периода для урегулирования существующего обязательства.

При этом согласно МСФО (IAS) 37 наилучшая расчетная оценка затрат, необходимых для урегулирования существующего обязательства, представляет собой сумму, которую предприятию рационально затратить для погашения обязательства на конец отчетного периода или для передачи его третьему лицу в указанное время.

Для достижения наилучшей расчетной оценки затрат предприятие должно использовать суждения руководства предприятия, прошлый опыт аналогичных операций, заключения независимых экспертов, а также дополнительные свидетельства, появившиеся благодаря событиям, имевшим место после окончания отчетного периода.

Для разрешения неопределенности в определении суммы, которая должна быть признана как резерв, используются различные методы в зависимости от обстоятельств. При этом в соответствии с МСФО и сложившейся практикой можно выделить два основных метода расчета резервов:

1. Метод «полного резервирования» (full reservation) — например, несмотря на то что вероятность оттока денежных средств может составлять больше 50% (например, 51%), а для урегулирования обязательства необходимо будет выплатить 1 млн долл., резерв признается в полной сумме (1 млн долл.), а не с учетом вероятности (1 млн долл. × 51% = 510 тыс. долл.).

2. Метод «математического ожидания» (expected values) — если при измерении резерва задействовано большое число гипотез, обязательство оценивается путем взвешивания результатов всех возможных гипотез по степени вероятности.

Например, предприятие продает товары с гарантией, по которой покупателям возмещаются затраты на устранение любых производственных дефектов, обнаруживаемых в течение первых шести месяцев после покупки. Если во всех проданных товарах будут выявлены небольшие дефекты, затраты на ремонт составят 1 млн долл. Если во всех проданных товарах будут обнаружены значительные дефекты, затраты на ремонт составят 4 млн долл. Прошлый опыт и ожидаемый прогноз предприятия говорят о том, что в предстоящем году 75% проданных товаров не будут иметь дефектов, 20% проданных товаров будут иметь небольшие дефекты и 5% проданных товаров будут иметь значительные дефекты.

Ожидаемая стоимость затрат на ремонт составит:

(75% от 0) + (20% от 1 млн) + + (5% от 4 млн) = 400 000 долл.

На дату расчета резерва предприятие сделает следующую проводку:

Дт Изменение резерва на гарантийные ремонты (Отчет о совокупном доходе) 400 тыс. долл.

Кт Резерв на гарантийные ремонты (Отчет о финансовом положении) 400 тыс. долл.

Кроме того, если учетной политикой компании не предусмотрено создание подобных резервов в налоговом учете, то, продолжая пример, компания должна признать в своей финансовой отчетности соответствующий отложенный налоговый актив:

Дт Отложенный налоговый актив (Отчет о финансовом положении) 400 тыс. долл. × 20% = = 80 тыс. долл.

Кт Расходы по отложенному налогообложению (Отчет о совокупном доходе) 80 тыс. долл.

При оценке резерва также в обязательном порядке учитывается временная стоимость денег, если фактор времени существен. Если период от создания резерва до момента выплаты денежных средств составляет больше одного года, то для расчета резерва ожидаемую сумму выплаты необходимо дисконтировать по соответствующей ставке.

В дальнейшем резерв амортизируется по ставке дисконтирования, то есть ежегодно увеличивается на соответствующий процент, при этом расходы на увеличение резерва отражаются как процентные (расходы на финансирование).

Например, компания занимается производством электроэнергии. Компании принадлежит несколько заводов, затраты которых на устранение ущерба окружающей среде могут быть существенной статьей расходов.

Информация о контракте, который недавно получила компания: затраты на постройку завода составили 200 млн долл., завод введен в эксплуатацию 01.01.2014. Он имеет лицензию на производство сроком на 10 лет, что совпадает с его сроком эксплуатации. По условиям лицензии по истечении этого срока завод должен быть выведен из эксплуатации и демонтирован.

По оценкам компании, затраты на полное уничтожение завода через 10 лет составят 180 млн долл. Эти затраты, дисконтированные по ставке 12%, составят 120 млн долл.

В данном примере компания обязана создать резерв, так как имеет юридическую обязанность в результате прошлого события (факт постройки и эксплуатации завода означает, что через 10 лет необходимо его демонтировать и восстановить окружающую среду).

В этом случае компания в момент первоначального признания актива завода обязана признать резерв в дисконтированной стоимости под вывод из эксплуатации и демонтаж актива:

Дт Основное средство (Отчет о финансовом положении) 120 млн долл.

Кт Резерв под вывод из эксплуатации и демонтаж актива (Отчет о финансовом положении) 120 млн долл.

Далее актив будет амортизироваться в соответствии с Учетной политикой компании (и в том числе амортизироваться будет сумма капитализированных затрат на вывод из эксплуатации и демонтаж актива), а сумма резерва в составе обязательств — увеличиваться за счет сокращения периода дисконтирования посредством начисления финансовых (процентных) расходов:

Дт Амортизационные расходы (Отчет о совокупном доходе) (200 + 120) / 10 = 32 млн долл. в год.

Кт Основные средства — Накопленная амортизация (Отчет о финансовом положении) 32 млн долл. в год.

Дт Процентные расходы (Отчет о совокупном доходе) 120 × 12% = 14 млн долл. в год.

Кт Резерв под вывод из эксплуатации и демонтаж актива (Отчет о финансовом положении) 14 млн долл. в год.

При расчете суммы резерва эффект дисконтирования может оказаться достаточно существенным, поскольку обычно вывод объектов из эксплуатации осуществляется в отдаленной перспективе.

В статье рассмотрены примеры, которые могут произойти в любой компании. Аналогичные подходы можно использовать при решении вопросов о признании и оценке резервов и в других ситуациях.

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?