Методические подходы к формированию учетной политики сельскохозяйственных предприятий в соответствии с МСФО |
Рассмотрим проблемы, связанные с профессиональным суждением и отражением в учетной политике подходов к определению существенной информации, допущения и требования к формированию учетной политики в соответствии с белорусским законодательством, а также методические подходы формирования учетной политики в зависимости от отраслевых особенностей и требований международных стандартов финансовой отчетности. Предлагаем конкретные модели формирования сельскохозяйственными организациями единой учетной политики.
Систему МСФО следует рассматривать не только как инструмент инвестиций, но и как новую технологию в сфере составления финансовой отчетности, которая может быть освоена на уровне предприятий и в качестве эффективной инновации для повышения их конкурентоспособности.
Новые подходы заключаются в том, что на основе установленных законодательных актов в области бухгалтерского учета и отчетности организациям дано право самостоятельности в разработке учетной политики как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и форм собственности самостоятельно формирует учетную политику.
В законе дано определение учетной политики для целей бухгалтерского учета: «учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией».
Выбор и применение учетной политики имеет большое значение при подготовке финансовой отчетности. Данные вопросы раскрыты в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки».
МСФО 1 подчеркивает значимость для пользователей информации о том, какие принципы оценки применялись при подготовке финансовой отчетности. Если в рамках этой процедуры используется более одного принципа оценки (например, когда определенные классы активов учитываются по первоначальной и переоцененной стоимости), то следует указать категории активов, к которым применяется каждый из названных принципов. МСФО 1 подразумевает необходимость подробного анализа при определении степени детальности сведений, касающихся основных положений учетной политики. В частности, решение о раскрытии данной информации не должно основываться только на размере рассматриваемых сумм. Стандарт отмечает, что сведения о порядке учета некоторых операций могут оказаться важными в связи с характером деятельности организации, даже если суммы по таким операциям за текущий и предыдущий периоды несущественны.
Стандарт также требует раскрывать положения учетной политики в отношении всех существенных операций, по которым МСФО не содержат специфических требований, которые самостоятельно разрабатываются организацией в соответствии с МСФО 8. В данном случае указанный стандарт финансовой отчетности предусматривает иерархию принципов, которыми следует руководствоваться при выборе учетной политики. Основное требование стандарта заключается в необходимости применения профессионального суждения при выборе и применении учетной политики, которая обеспечила бы представление уместной и достоверной информации для пользователей при принятии экономических решений. Сформированная отчетность должна отвечать следующим фундаментальным критериям:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь