При первом применении МСФО прежде всего помнят, что наиболее осторожно признаются доходы и прибыль. Ухудшение финансового положения компании при переходе на МСФО (для белорусских компаний в среднем на треть) требует известной решительности, чтобы применять иные правила представления компании в ее отчетности. Прозрачность отчетности означает также и повышенные затраты на ее подготовку и представление.
Совет по МСФО выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности (Conceptual Framework for financial reporting, сокр. IFRS Framework). С этим документом необходимо ознакомиться, так как внесены важные изменения. Прежде всего Совет по МСФО заполнил пробелы, введя важные концепции по теме изменения, представления информации и раскрытий, в том числе уточнив доходы и расходы в P&L и прочем совокупном доходе (OCI). Кроме того, уточнению подвергли ключевые определения активов и обязательств, а также критерии для их признания. Также Совет обновил подход к признанию активов и обязательств.
Рассмотрим проблемы, связанные с профессиональным суждением и отражением в учетной политике подходов к определению существенной информации, допущения и требования к формированию учетной политики в соответствии с белорусским законодательством, а также методические подходы формирования учетной политики в зависимости от отраслевых особенностей и требований международных стандартов финансовой отчетности. Предлагаем конкретные модели формирования сельскохозяйственными организациями единой учетной политики.
В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.
Признание обязательств, связанных с неопределенностью, — практическая задача, требующая профессиональной оценки. Кроме того, практика применения МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» довольно противоречива. Согласно МСФО (IAS) 37 резерв (provision) — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Поскольку резерв — это прежде всего обязательство, то он должен соответствовать определению обязательства.
Бухгалтерский баланс не всегда отражает реальную стоимость активов, в том числе запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Учет запасов» оценка запасов производятся по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой цене продажи. Учетной политикой компании может быть предусмотрено, что уценке подлежат материальные запасы, которые числятся на складе дольше, чем некоторый установленный компанией срок. При этом для разных видов запасов (материалы, товары, отдельные группы материалов или товаров) может быть установлен разный срок. Таким образом, возникает задача рассчитать сумму уценки.
Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019.
Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
Для погружения в практику применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» начнем с напоминания, что контроль — возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности. Контроль включает властные полномочия в отношении инвестиций, права или риски от деятельности объекта инвестиции, возможность использовать властные полномочия в отношении объекта инвестиций для оказания влияния на доходность объекта инвестиций.
В условиях инфляции искажаются реальные значения финансовых коэффициентов. Решить этот вопрос позволяет применение Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО (IAS)) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»). Сущность данного стандарта состоит в необходимости пересчета финансовой отчетности организациями, функциональная (национальная) валюта которых является валютой страны с гиперинфляционной экономикой, с учетом уровня инфляции, поскольку «деньги теряют покупательную способность в таких темпах, что сравнение сумм, полученных от операций и событий, имеющих место в разное время даже в пределах одного отчетного периода, будет вводить в заблуждение»2.
Руководству компаний, которые являются сторонами совместной деятельности, необходимо оценить влияние требований нового стандарта на используемый ими порядок учета уже существующей или новой совместной деятельности. Порядок бухгалтерского учета может оказать значительное влияние на финансовые результаты и финансовое положение компаний. Если компании хотят сохранить существующий порядок учета уже имеющейся деятельности, именно сейчас надо проанализировать, как для этой цели можно переработать или реструктуризовать условия данной деятельности.
Международный стандарт финансовой отчетности 15 «Выручка по договорам с клиентами» (IFRS 15) затронул все организации, составляющие свою отчетность по МСФО, начиная с 1 января 2018 г. IFRS 15 пришел на смену стандартам признания доходов, а значит и IAS 11 «Договоры на строительство», IAS 18 «Выручка», IFRIC 13 «Программы лояльности клиентов», IFRIC 18 «Передача активов покупателями» и SIC-31 «Выручка — бартерные сделки, включающие рекламные услуги». Ключевое изменение — это способ признания доходов и прибыли. Новые правила достаточно подробно и строго оговаривают момент бухгалтерского признания.
МСФО (IFRS) 12 определяет требуемое раскрытие информации для компаний, которые готовят отчетность в соответствии с двумя новыми стандартами: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность». Требования МСФО (IFRS) 12 замещают требования к раскрытию информации, которые в настоящее время предусматриваются МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия». Название стандарта МСФО (IAS) 27 было изменено на «Отдельная финансовая отчетность». Этот стандарт теперь рассматривает только вопросы, связанные с отдельной финансовой отчетностью.
В феврале этого года в статье «Корректировки учета внеоборотных активов. Структурируем процесс» мы рассматривали порядок расчета корректировок по сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», субсч. 08.1.1 «Приобретение внеоборотных активов». Мы продолжаем тему и рассмотрим более подробно расчет корректировок по счету 08.1.2 «Строительство внеоборотных активов», включая ситуации, при которых затраты на строительство накапливаются на определенном объекте, а затем распределяются на иные объекты (также учитываемые на счете 08.1.2), причем последовательно.
Прежде чем учитывать полученные бесплатные активы по МСФО, следует определить, действительно ли то, что вы получили, является активом. Затем нужно оценить, в какой степени этот актив является для вас материальным, чтобы начать бухгалтерские процедуры его отражения в финансовой отчетности. Например, когда представители небольшой, даже по белорусским меркам, организации получают от других организаций в подарок сувениры и рекламные материалы, которые не повлияют существенно на финансовое состояние этой организации, то в этом случае даже и не возникает никаких вопросов об отражении в учете полученных подарков: их просто не только никто не отражает, но об этом даже никто и не задумывается.