Регулирование раскрытия финансовой и нефинансовой информации: учет ESG-рисков в финансовой отчетности |
Концепция ESG-инвестирования тесно взаимосвязана с идеей устойчивой бизнес-модели объекта инвестирования. Именно поэтому как в литературе, так и на практике понятия ESG «устойчивое развитие» и «корпоративная социальная ответственность» используются в качестве синонимов, подразумевая подходы компаний к учету экологических, социальных и управленческих факторов. Несмотря на объединяющую эти концепции идею положительного влияния бизнеса на общество и окружающую среду, существуют некоторые различия в изначальной трактовке концепций.
В основе концепции устойчивого развития лежит такой подход к использованию ресурсов и экономическому развитию, который обеспечивает удовлетворение потребностей текущего поколения, не сокращая возможность будущих поколений реализовывать свои потребности. Концепция строится на трех ключевых составляющих: экономической, экологической и социальной. На практике концепция устойчивого развития позволяет компаниям определять области воздействия на окружающую среду, общество и экономику и выбирать приоритетные направления для осуществления вклада в благополучие настоящих и будущих поколений. Эти направления включают различные экологические аспекты, рациональное использование природных ресурсов, защиту прав человека, искоренение любых форм дискриминации и неравенства, создание стоимости и др.
Концепция корпоративной социальной ответственности подразумевает, что компания добровольно берет на себя дополнительные (сверх законодательно предусмотренных) обязательства перед своими заинтересованными сторонами и общественностью в одной или нескольких категориях: воздействие на окружающую среду, этическая и финансовая ответственность, благотворительность.
Концепция ESG предполагает использование экологических, социальных и управленческих показателей для оценки компаний и стран с точки зрения оказываемого ими воздействия и прогресса, достигнутого в области устойчивого развития. Это то, что отличает концепцию ESG от концепции корпоративной социальной ответственности, в то же время объединяя ее с концепцией устойчивого развития.
Ключевой идеей, объединяющей все три концепции, является признание того факта, что, действуя не только в собственных интересах, но и в интересах общества, планеты и прислушиваясь к мнению заинтересованных сторон, компания способна достичь долгосрочных преимуществ — как финансовых, так и репутационных.
Еще одной концепцией, которую стоит упомянуть, является модель капитализма заинтересованных сторон (англ. stakeholder capitalism), ставшая центральной темой Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) в январе 2021 года.
В широком смысле она обращает внимание на важность построения диалога между представителями бизнеса и их заинтересованными сторонами — акционерами, сотрудниками, деловыми партнерами, а также на понимание ожиданий групп заинтересованных сторон и поиск возможностей создания ценности для каждой из них.
В отчете Measuring Stakeholder Capitalism: Towards Common Metrics and Consistent Reporting of Sustainable Value Creation объединены показатели, которые могут быть использованы для раскрытия нефинансовой информации и вклада компании в достижение ЦУР ООН. Эти показатели основаны на уже существующих стандартах в области ESG с целью сближения методологий и обеспечения большей сопоставимости нефинансовой информации. На сегодняшний день почти 160 международных компаний из партнерского сообщества форума взяли обязательство использовать соответствующие метрики в отчетных материалах.
Существует ряд международных инициатив, направленных на активизацию усилий по переходу к более устойчивым бизнес-моделям. Наиболее известными такими инициативами являются:
ЦУР ООН — 17 целей, достижение которых призвано искоренить нищету, повысить качество жизни населения и сохранить экологическое равновесие планеты. Компании по всему миру рассматривают ЦУР ООН как важный элемент своей стратегии, позволяющий расставить приоритеты деятельности с учетом вклада в решение глобальных проблем;
Глобальный договор ООН — инициатива, направленная на привлечение представителей бизнеса и трансформацию целей его функционирования: не только в интересах получения прибыли, но и в интересах человека и природы в целом;
UNEP — программа по координации совместных усилий, направленных на охрану окружающей среды и содействие в реализации экологических проектов.
Помимо глобальных и всеобъемлющих инициатив, существуют направленные как на конкретные задачи — например, инициативы, в основе которых сохранение климата, такие как Парижское соглашение или Carbon Disclosure Project, CDP, ответственное инвестирование (Principles for Responsible Investment, UN PRI), увеличение использования возобновляемой энергии (RE100, UN Energy Compact), — так и на задачи, характерные для конкретного сектора — например, финансового (Principles for Responsible Banking, UNEP FI). Также существуют обязательства по использованию возобновляемых источников энергии и постепенному отказу от угольной энергетики, которая является значительным источником выбросов парниковых газов (The Powering Past Coal Alliance, PPCA), инициатива по декарбонизации глобальной экономики и минимизации воздействия изменения климата на экосистемы и общества (The Net-Zero Asset Owner Alliance) и др.
Таким образом, эффективно взаимодействуя со своими заинтересованными сторонами, организации практически неизбежно используют ESG-концепцию и могут учитывать соответствующие положения международных инициатив или даже публично сообщать, что они следуют их рекомендациям.
Тенденции по сближению регулирования раскрытия финансовой и нефинансовой информации. Учет ESG-рисков в финансовой отчетности
В результате появления множества стандартов раскрытия информации, отличающихся как целевой аудиторией заинтересованных сторон, так и рассматриваемыми темами и подходами к их раскрытию, возникла идея объединить ключевые показатели, релевантные для бизнеса, в стандарт.
На основе рекомендаций The Task Force on Climate Related Financial Disclosures (TCFD) и стандартов The Sustainability Accounting Standards Board (SASB) Международным советом по стандартам устойчивого развития (ISSB) разработаны МСФО S1 и МСФО S2.
Они направлены на раскрытие информации о нефинансовых результатах деятельности компании, влияющих или способных повлиять на стоимость бизнеса, что позволяет инвесторам принимать обоснованные решения в отношении перспектив той или иной компании.
МСФО S1 определяет общие требования к раскрытию информации, требуя от компаний выявлять и оценивать риски и возможности, связанные с соответствующими аспектами устойчивого развития, на всех этапах цепочки создания стоимости. МСФО S2 дополняет МСФО S1, обращая внимание на климатические аспекты и требуя раскрывать соответствующие показатели и подход компании к управлению ими.
МСФО S1 и S2 уже рассматриваются как обязательные в некоторых юрисдикциях, включая ряд стран БРИКС. Часть положений этих стандартов учтена и в рекомендациях Центрального банка Российской Федерации для участников финансового рынка, а также в стандартах раскрытия нефинансовой информации, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).
В связи с включением TCFD в состав МСФО S2 в ноябре 2023 года создатели стандарта объявили о завершении работы над его развитием и переходе вопроса о регулировании климатических раскрытий к ISSB. Несмотря на это, использование рекомендаций TCFD в отчетности остается широко распространенным. Ряд юрисдикций, среди которых Бразилия, Япония, Швейцария и Великобритания, а также страны «Большой семерки», по-прежнему требуют раскрытия информации в соответствии с рекомендациями TCFD.
Стоит отметить, что вопросы, связанные с изменением климата, — та область, где наиболее активно идет процесс международного взаимодействия по интеграции финансовых и ESG-раскрытий. Эта сфера также становится предметом внимания регуляторов.
Банк России опубликовал еще в декабре 2023 года рекомендации по раскрытию информации об устойчивом развитии для финансовых организаций, существенной частью которых является информация о работе с климатическими рисками.
Данные рекомендации предназначены в первую очередь для системно значимых кредитных организаций, а также для других кредитных организаций, брокеров, инвестиционных фондов, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Рекомендации Банка России объединяют лучшие практики в области раскрытия информации об устойчивом развитии, в том числе учитывают рекомендации TCFD в отношении прозрачности стратегии, системы управления рисками, деятельности органов управления в контексте управления данными рисками.
Европейский центральный банк уже ввел практику проведения стресс-тестирования банков на предмет устойчивости к климатическим рискам. Он собирает качественные и количественные данные для оценки готовности сектора к климатическим рискам и обмена передовым опытом в управлении этими рисками.
По итогам первого стресс-тестирования, результаты которого были опубликованы в 2022 году, регулятор рекомендовал банкам в большей мере учитывать климатические аспекты в своих внутренних моделях оценки рисков. В качестве приоритетных направлений на 2024 и 2025 годы выделены вопросы последствий зеленого перехода, физического воздействия изменения климата и риски, которые представляют для экономики утрата и деградация природы. Ожидается, что банки должны будут в полной мере продемонстрировать, как они учитывают экологические факторы в своих кредитных моделях и стратегиях управления рисками.
В эпоху развития ESG-таксономий и их аналогов (таксономия Российской Федерации, таксономия социальных проектов Российской Федерации, Зеленая таксономия ЕС и стран Азии, запланирован выпуск первой версии таксономии Бразилии на конец 2024 года и в разработке находится таксономия устойчивого финансирования Индии) задача регуляторов состоит в том, чтобы формализовать подходы к определению ESG, обеспечить использование единых и прозрачных терминов и гарантировать, что деятельность, называемая устойчивой, действительно является таковой.
Перечисленные инициативы увеличивают вероятность того, что подход регуляторов к финансовым и нефинансовым данным будет постепенно становиться более согласованным.
Подготовлено по материалам MOEX «Руководство для эмитента «Как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития»
КСТАТИ
Применение GRI не освобождает от использования новых стандартов и наоборот
Директива 2022/2464 (CSRD, Директива по отчетности в области устойчивого развития), вступившая в силу 5 января 2023 г., существенно расширила как число компаний, обязанных публиковать сведения в области устойчивого развития, так и набор этих сведений. Она применяется на территории ЕС за отчетный год, начинающийся 1 января 2024 г., после перенесения в национальное законодательство стран — членов ЕС. В развитие Директивы Европейская комиссия (ЕК) утвердила обязательные к применению новые стандарты отчетности об устойчивом развитии (European Sustainability Reporting Standards, ESRS). Это полноценная система стандартов, достаточно объемных (все стандарты занимают порядка 250 страниц), включая общие требования (ESRS 1) и общие раскрытия (ESRS 2) 10 тематических стандартов по экологическим, социальным и управленческим темам (ESRS E1-E5, S1-S4, G1). В 2024 году вышли отраслевые стандарты, стандарты раскрытий для малых и средних предприятий, а также для неевропейских компаний с дочерними отделениями и представительствами в ЕС.
Новые стандарты будут внедряться в четыре этапа, начиная с отчетности за 2024 г. вплоть до 2029 г. (за 2028 отчетный год), когда их охват станет максимальным и составит порядка 50 000 компаний. В их число войдут крупные компании и группы ЕС (критерием является число сотрудников более 250 и либо превышение валюты баланса 20 млн евро, либо превышение чистого оборота 40 млн евро), другие компании из стран ЕС и других (кроме микропредприятий), ценные бумаги которых котируются на европейских регулируемых рынках. Начиная с отчетности за 2028 г. ESRS будут распространяться на неевропейские компании, имеющие крупные «дочки» или представительства на территории ЕС с чистым оборотом более 150 млн евро и 40 млн евро соответственно либо ценными бумагами на регулируемом европейском рынке.
Новые стандарты существенно расширяют границы отчетности до всей цепочки создания стоимости — как самой организации, так и ее поставщиков и потребителей. Большая часть сведений о цепочке создания стоимости — это описание политик, целей, процедур оценки рисков, мероприятий. Например, по условиям труда и соблюдению прав человека, использованию водных ресурсов, сохранению биоразнообразия. Показатели результативности в рамках цепочки создания стоимости — это, к примеру, объемы выбросов парниковых газов, случаи нарушения прав человека, смертельные случаи и производственные травмы. Стандарт ESRS 2 «Общие раскрытия» содержит минимальный набор требований по раскрытию информации о цепочке создания стоимости, которые должны быть соблюдены с первого года применения стандартов.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь