Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО

Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО |

Автор Лидия ШИШОВА Лидия ШИШОВА
Количество просмотров 10
Автор учетная политика, учетная политика, методология, методология, МСФО МСФО
Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО

Большинство организаций для успешного ведения бизнеса нуждаются в привлечении стороннего капитала, в том числе и зарубежного. Как правило, инвесторы принимают решение о целесообразности осуществления инвестиций в организацию на основании ее финансовой отчетности, поэтому финансовая отчетность должна быть понятна широкому кругу инвесторов во всем мире. Это обеспечивается применением МСФО.

Применение МСФО для отражения финансово-хозяйственной деятельности белорусской организации позволит совершенствовать внутреннюю систему управления организацией за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность организации за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей. Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе организации на международные рынки, позволяя таким образом расширить круг потенциальных инвесторов.

Международные стандарты финансовой отчетности законодательно введены в действие на территории Беларуси. Переход организаций к составлению отчетности по МСФО поставил задачу — обосновать теоретические и практические аспекты формирования учетной политики. Необходимость сочетания в учетной политике целей и условий хозяйственной деятельности экономических субъектов с одной стороны и требований международных стандартов финансовой отчетности с другой — является сложной проблемой для белорусской учетной практики.

Учетная политика по международным стандартам финансовой отчетности является важным методическим аспектом подготовки первой финансовой отчетности по МСФО. Учетная политика по МСФО может быть утверждена в виде свода принципов и правил ведения бухгалтерского учета, подготовки отчетности в соответствии с МСФО и оформлена в виде приказа или распоряжения.

Систематизация принципов и правил сложившейся учетной практики в одном документе является важным элементом, который будет способствовать улучшению качества подготовки отчетности, повышению культуры обработки учетной информации, будет служить важным элементом в ходе подготовки примечаний к отчетности, а также позволит внешним и внутренним пользователям лучше понять принципы, правила подготовки отчетности по МСФО в организации.

Подход к формированию учетной политики в первой отчетности по МСФО отличается от подхода, который применяется при составлении последующей финансовой отчетности. Можно выделить следующие отличия:

§   единство для всей информации, включенной в первую отчетность: организация должна использовать единую учетную политику при подготовке начального отчета о финансовом положении по МСФО и во всех периодах, представленных в ее первой финансовой отчетности по МСФО;

§   ретроспективное применение: учетная политика формируется в соответствии с редакцией стандартов на конец первого отчетного периода первой отчетности;

§   исключения из принципа обязательного соответствия начального отчета о финансовом положении каждому стандарту МСФО.

В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.

К методической составляющей учетной политики по МСФО относятся методы ведения учета по МСФО, отражения тех или иных операций, корректировок в соответствии с МСФО.

Учетная политика по МСФО в целях подготовки первой отчетности по МСФО в ее методическом аспекте имеет две взаимосвязанные части:

§   частная часть учетной политики. Это раздел учетной политики, отражающий специфику первого применения МСФО при подготовке первой отчетности по МСФО;

§   общая часть учетной политики. Это разделы учетной политики, которые посвящены общим принципам и методам подготовки отчетности в соответствии с МСФО.

Основные положения учетной политики по МСФО в части первого применения МСФО основаны на положениях МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

Информацию об учетной политике в части первого применения МСФО раскрывают в примечаниях к отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. Эта информация оформляется в виде выписки из основной учетной политики.

Учетная политика в части первого применения МСФО должна раскрывать выбор организацией необязательных освобождений и обязательных исключений. В учетной политике должны быть раскрыты:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?