Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО

Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО |

Автор Лидия ШИШОВА Лидия ШИШОВА
Номер № 04/2019
Количество просмотров 543
Автор учетная политика, учетная политика, методология, методология, МСФО МСФО

Большинство организаций для успешного ведения бизнеса нуждаются в привлечении стороннего капитала, в том числе и зарубежного. Как правило, инвесторы принимают решение о целесообразности осуществления инвестиций в организацию на основании ее финансовой отчетности, поэтому финансовая отчетность должна быть понятна широкому кругу инвесторов во всем мире. Это обеспечивается применением МСФО.

Применение МСФО для отражения финансово-хозяйственной деятельности белорусской организации позволит совершенствовать внутреннюю систему управления организацией за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность организации за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей. Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе организации на международные рынки, позволяя таким образом расширить круг потенциальных инвесторов.

Международные стандарты финансовой отчетности законодательно введены в действие на территории Беларуси. Переход организаций к составлению отчетности по МСФО поставил задачу — обосновать теоретические и практические аспекты формирования учетной политики. Необходимость сочетания в учетной политике целей и условий хозяйственной деятельности экономических субъектов с одной стороны и требований международных стандартов финансовой отчетности с другой — является сложной проблемой для белорусской учетной практики.

Учетная политика по международным стандартам финансовой отчетности является важным методическим аспектом подготовки первой финансовой отчетности по МСФО. Учетная политика по МСФО может быть утверждена в виде свода принципов и правил ведения бухгалтерского учета, подготовки отчетности в соответствии с МСФО и оформлена в виде приказа или распоряжения.

Систематизация принципов и правил сложившейся учетной практики в одном документе является важным элементом, который будет способствовать улучшению качества подготовки отчетности, повышению культуры обработки учетной информации, будет служить важным элементом в ходе подготовки примечаний к отчетности, а также позволит внешним и внутренним пользователям лучше понять принципы, правила подготовки отчетности по МСФО в организации.

Подход к формированию учетной политики в первой отчетности по МСФО отличается от подхода, который применяется при составлении последующей финансовой отчетности. Можно выделить следующие отличия:

§   единство для всей информации, включенной в первую отчетность: организация должна использовать единую учетную политику при подготовке начального отчета о финансовом положении по МСФО и во всех периодах, представленных в ее первой финансовой отчетности по МСФО;

§   ретроспективное применение: учетная политика формируется в соответствии с редакцией стандартов на конец первого отчетного периода первой отчетности;

§   исключения из принципа обязательного соответствия начального отчета о финансовом положении каждому стандарту МСФО.

В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.

К методической составляющей учетной политики по МСФО относятся методы ведения учета по МСФО, отражения тех или иных операций, корректировок в соответствии с МСФО.

Учетная политика по МСФО в целях подготовки первой отчетности по МСФО в ее методическом аспекте имеет две взаимосвязанные части:

§   частная часть учетной политики. Это раздел учетной политики, отражающий специфику первого применения МСФО при подготовке первой отчетности по МСФО;

§   общая часть учетной политики. Это разделы учетной политики, которые посвящены общим принципам и методам подготовки отчетности в соответствии с МСФО.

Основные положения учетной политики по МСФО в части первого применения МСФО основаны на положениях МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

Информацию об учетной политике в части первого применения МСФО раскрывают в примечаниях к отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. Эта информация оформляется в виде выписки из основной учетной политики.

Учетная политика в части первого применения МСФО должна раскрывать выбор организацией необязательных освобождений и обязательных исключений. В учетной политике должны быть раскрыты:

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.