Как подготовиться к изменениям в Инкотермс с 1 января 2020 года

Как подготовиться к изменениям в Инкотермс с 1 января 2020 года |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 06/2019
Количество просмотров 1759
Автор Инкотермс, Инкотермс, ВЭД, ВЭД, законодательство законодательство

Сложные договоры, которые содержат отсылки к Инкотермс — международным правилам толкования торговых терминов, — обычно заключаются без участия бухгалтера. Это вотчина юристов и руководителей. Однако, как показывает практика, бухгалтеру тоже необходимо ознакомиться с договором до подписания всеми сторонами. Это поможет не допустить ошибок, например, при учете расходов, при формировании резервов и определении момента для включения в выручку в целях МСФО.

В 2019 году использовались правила Инкотермс в редакции 2010 года, но 10 сентября 2019 г. был опубликован 9-й выпуск правил Incoterms 2020, который вступит в силу с 1 января 2020 г. (издание ICC № 723). Новые правила Incoterms 2020 разработаны в Международной торговой палате (МТП) комитетом экспертов — Редакционной группой. В данный комитет вошли юристы из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Цель Редакционной группы и пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.

Каких же изменений ждать с 1 января 2020 г.?

Инкотермс 2020 — это 11 международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).

Правила Инкотермс представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC). Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.

ТЕРМИН DAT ПЕРЕИМЕНОВАН В УСЛОВИЕ ПОСТАВКИ DPU

Базис поставки DAT (Delivered at Terminal/ Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded/Доставка на место выгрузки).

Данное изменение вызвано двумя причинами. Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT Инкотермс 2010 (доставка на терминале) и термином DAP Инкотермс 2010 (поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с правилом DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках условия DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров — когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.

Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU Инкотермс 2020 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU Инкотермс 2020 является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.

ДЛЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ИЗМЕНЯТСЯ УСЛОВИЯ FOB И CIF

FOB и CIF являются двумя очень старыми терминами Инкотермс. Базис FOB использовался в Англии еще в конце XVIII века, а Международная торговая палата опубликовала этот термин в первом издании правил Инкотермс в 1936 году. Рассмотрим изменения, которые ожидают отправителей и получателей зерна в контейнерах.

Базисы FOB и CIF сейчас действуют в редакции Инкотермс 2010 и определяют правила продаж зерна и прочих грузов, которые перевозят водным транспортом. По этим условиям груз должен быть размещен продавцом на борту судна навалом или же в упаковке. Но если контейнеры продавец передает перевозчику на терминале, а не судне, то по правилам Инкотермс 2010 должны тогда применяться условия FCA или CIP.

Термин FCA Инкотермс 2010 Free Carrier (named place) переводится как «Франко перевозчик (название места)» и означает, что продавец выпустит в таможенном режиме экспорта товар, и передаст его указанному покупателем перевозчику в названном месте.

Но термины FCA или CIP большинство участников международной торговли — банкиры, экспортеры, импортеры, логисты и экспедиторы — не применяют. Поэтому в Инкотермс 2020 условия поставки FOB и CIF смогут использоваться для транспортировки контейнеров. Помимо этого, в новых правилах изменят страховые обязательства для продавцов и покупателей при условиях поставок CIF и CIP.

БАЗИС FCA (ФРАНКО ПЕРЕВОЗЧИК) РАЗДЕЛИТСЯ НА ДВА БАЗИСА ПОСТАВКИ

Условие поставки (Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином).

Базис FCA очень универсален и дает возможность использовать любой вид транспорта и любое место доставки груза. Это может быть магазин, склад, морской порт, аэропорт, или просто адрес продавца. В Инкотермс 2020 предполагается разделение базиса FCA на два термина — один для наземной доставки, а другой для морских контейнерных поставок.

Первый вариант — это место, принадлежащее продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное покупателем.

Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца.

В соответствии с новыми правилами Инкотермс 2020 условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.

ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ СТРАХОВОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ТЕРМИНА CIP

Условия поставки CIF (Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.

В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.

Для условий поставки CIP Инкотермс 2020 теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.

Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2020 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.), стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2020 — это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.

БАЗИС EXW (ФРАНКО-ЭЛЕВАТОР, САМОВЫВОЗ) ИСЧЕЗНЕТ ИЗ ПРАВИЛ

Во многих странах условие поставки EXW используется компаниями исключительно для внутренней торговли и не применяется в международной. Кроме того, он противоречит новому Таможенному кодексу Европейского Союза, поскольку согласно ТК ЕС, экспортное оформление товара является зоной ответственности поставщика-экспортера.

ТЕРМИН FAS ТОЖЕ УБЕРУТ ИЗ ПРАВИЛ

Действующий базис поставки FAS Инкотермс 2010 расшифровывается как Free Alongside Ship (named port of shipment), в переводе — «свободно вдоль борта судна (указанный порт отгрузки)». Эти условия означают, что продавец выполнил поставку, разместив груз вдоль борта судна на причале в порту.

Базис поставки FAS в основном используют при экспорте сыпучих товаров — зерна и минералов. Покупатель должен оплатить фрахт судна, погрузить на него товар и разгрузить в порту доставки. Кроме того, покупатель проводит импортное таможенное оформление груза, оплачивает импортные пошлины и сборы, а потом везет груз к месту назначения.

Если же продавец передает покупателю зерно в порту в контейнерах на причалах, то тогда это будет базис FCA, о котором мы писали ранее.

ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ТЕРМИН CNI

Новые условия поставки CNI расшифровываются как Cost and Insurance («стоимость и страхование»). По этим условиям считается, что продавец выполнил поставку, когда он разместил застрахованный товар в порту отгрузки.

По новому правилу риски транспортировки и повреждения товара будут передаваться продавцом покупателю в порту отправления. В отличие от базиса FCA, условия поставки CNI будут включать стоимость международного страхования за счет продавца-экспортера, но не будут включать фрахт, как в CIF. Новые условия можно будет использовать между базисами FOB и CIF.

НА ОСНОВЕ ТЕРМИНА DDP СОЗДАЮТ ДВА НОВЫХ БАЗИСА ПОСТАВОК DTP И DPP

Помните базис EXW, который у нас часто называют «Франко-элеватор»? По этому базису на продавца возлагаются минимальные обязанности. У EXW есть антипод — базис DDP, по которому продавец ответственен по-максимуму.

DDP Инкотермс 2010 (Delivered Duty Paid» named place of destination, в переводе — «поставка с оплатой пошлины» (указанное название места назначения)). Это означает, что продавец проведет все экспортные и таможенные процедуры с грузом, привезет его в порт назначения и доставит покупателю.

В новых правилах Инкотермс 2020 базис DDP удален. Его заменят на два новых:

DTP Инкотермс 2020 расшифровывается как Delivered at Terminal Paid, переводится как «Доставка на терминале с оплатой пошлин». Это означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до терминала (порт, аэропорт или логистический центр) в стране назначения покупателя.

DPP Инкотермс 2020 (Delivered at Place Paid, в переводе — «доставка до места с оплатой пошлин») означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до какого-либо места, которое не является транспортным терминалом (например, по адресу покупателя).

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: ЭКСПОРТ, ТРАНЗИТ И ИМПОРТ

В международных правилах Incoterms 2020 более точно объясняется, какая сторона, продавец или покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. И выпуск товаров, которые в пути, включен впервые. Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель; и, напротив, если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья «Перевозка» каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и/или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.

Статья «Таможенное оформление экспорта/импорта» каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:

  • когда данное правило должно быть использовано;

  • когда риск переходит;

  • как распределяются расходы.

Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.

Вот такие изменения ожидаются в условиях международной торговли с начала 2020 года. До вступления их в силу времени уже фактически не осталось. 


О выпуске Incoterms 2020 Генеральный секретарь ICC Джон У. Х. Дентон сказал:

«Правила Incoterms 2020 заставляют бизнес работать для всех, способствуя ежегодной поддержке триллионов долларов в мировой торговле. Поскольку они помогают импортерам и экспортерам во всем мире понять свои обязанности и избежать дорогостоящих недоразумений, правила формируют язык международных торговых операций и помогают укрепить доверие к нашей ценной глобальной торговой системе».

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.