Формирование учетной политики в целях МСФО |

Автор Виктория СИТАРЁВА Виктория СИТАРЁВА
Номер № 06/2019
Количество просмотров 520
Автор МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Поскольку часть положений НСБУ имеют серьезные различия с МСФО, то компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего следует максимально сблизить методы учета по МСФО и НСБУ.

Выход компании за пределы небольшого белорусского рынка, установление деловых отношений с иностранными компаниями, а также появление инвесторов влекут за собой необходимость составления финансовой отчетности по международным стандартам бухгалтерского учета, понятным представителям Запада.

Вопрос оптимизации ведения нескольких видов учета — по белорусским стандартам, по МСФО и налогового учета — остро стоит перед многими компаниями.

В статье исследованы международные требования к учетной политике организаций.

Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Но они же диктуют необходимость подбора предприятием своих способов ведения бухучета применительно к специфике своей деятельности и тому или иному хозяйственному статусу. Выбирая способы ведения учета, компания определяет и порядок их применения.

Разработка и внедрение учетной политики по международным стандартам, основываясь на них, подразумевает, тем не менее, свободу выбора и подготовки предприятием своих правил учетной политики. При этом обязательно должны быть учтены не только текущие потребности компании в создании и реализации эффективной учетной политики, но и возможные последствия использования ее составляющих.

Учетная политика — это конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые при подготовке и представлении финансовой отчетности организации.

Учетная политика согласно требованиям МСФО — это одна из наиболее актуальных тем, для компаний, которые начинают применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для того, чтобы помочь компаниям выбрать и иметь возможность изменять учетную политику, Совет по МСФО разработал стандарт МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

...

Необходимо отметить, что МСФО (IAS) 8 акцентирует внимание, что учетная политика определяет глобальный подход к оценке, выбор из возможных методов учета, например, выбор модели учета основных средств по первоначальной стоимости или по переоцененной стоимости или выбор метода учета запасов по ФИФО или средневзвешенной стоимости.

На практике для того, чтобы выбрать учетную политику для компании с учетом специфики отрасли и особенностей проводимых операций, нужно в первую очередь определить, имеется для конкретной операции или объекта подходящий международный стандарт (IAS, IFRS) или соответствующее разъяснение (SIC, IFRIC).

Если такие документы уже выпущены Советом по МСФО, то компании обязаны применить положения данных документов. Например, при отражении в отчетности основных средств необходимо применять положения МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

В ситуации, если не имеется специального Разъяснения или Стандарта, описывающего учет определенной специфичной операции или нестандартного объекта учета (например, учет предметов искусства), то руководство компании должно применить свое профессиональное суждение и разработать свою учетную политику. Однако при этом надо помнить, что учетная политика должна помочь готовить для пользователей отчетности надежную и уместную информацию.

...

КОРРЕКТИРОВКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Рассмотрим вопрос о том, каким образом можно изменять учетную политику.

...

Необходимо также подчеркнуть, что МСФО (IAS) 8 требует сделать подробные и детальные раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях в учетной политике, которые произошли в компании за текущий период. В ситуациях, если какой-то новый Стандарт или Разъяснение уже выпущены Советом по МСФО, но еще не вступили в силу, то необходимо раскрыть в примечаниях к отчетности возможное влияние данных изменений на финансовую отчетность компании.

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.