Признание дебиторской задолженности по МСФО (IFRS) 15, МСФО (IAS) 32 и в контексте МСФО (IFRS) 9

Признание дебиторской задолженности по МСФО (IFRS) 15, МСФО (IAS) 32 и в контексте МСФО (IFRS) 9 |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 06/2019
Количество просмотров 96
Автор МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации», МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

Напомним, что определение в МСФО дебиторской задолженности звучит следующим образом: это право одной стороны получить через определенный промежуток времени денежные средства от другой стороны, которое возникло в силу заключенного сторонами договора (МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»).

В частности, это может быть:

  • задолженность одной стороны перед другой по торговым операциям, займам и облигациям;

  • векселя к получению.

Как устанавливает МСФО 32, дебиторская задолженность по своей природе выступает финансовым активом.

Правила и особенности учета финансовых активов определены в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который призван заменить МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

При этом компании должны понимать, что существуют некоторые отличия в МСФО 39 и МСФО 9, прямо влияющие на особенности учета дебиторской задолженности.

В частности, выбор конкретного метода учета по МСФО дебиторской задолженности зависит от того, в какую группу финансовых активов относится определенная дебиторская задолженность.

Основное, что привнес МСФО 9 по сравнению с предшествующим ему МСФО 39, говоря о дебиторской задолженности, — это новый подход к классификации рассматриваемого финансового актива по группам.

А именно: если МСФО 39 выделяет в качестве отдельной группы активов дебиторскую задолженность и выданные займы (наряду с активами, которые оцениваются по справедливой стоимости и динамика которых отражается через прибыль/убыток; инвестициями до срока платежа; активами, имеющимися у фирмы в наличии для продажи), то в 9-м МСФО дебиторскую задолженность в отдельную группу составители не определили.

Вместо этого все финансовые активы в МСФО 9 классифицированы на следующие группы:

  • активы, учет которых ведется по амортизированной стоимости (стандартная торговая дебиторка, займы, выданные на обычных условиях, и т.д.);

  • активы, учитываемые по справедливой стоимости, при этом изменения отражаются через прочий совокупный доход (к примеру, инвестиции в государственные облигации) или через прибыль/убыток (в частности, производные финансовые инструменты).

  • Как же корректно классифицировать по МСФО дебиторскую задолженность в ту или иную группу?

МСФО 9 устанавливает, что для того, чтобы учет рассматриваемой задолженности осуществлялся по амортизированной стоимости, необходимо, чтобы соблюдались два критерия:

  • фирма должна удерживать финансовый актив для того, чтобы в будущем получить за него определенную денежную сумму;
  • при этом такая сумма должна включать в себя только величину долга и проценты (то есть дебиторская задолженность не должна предназначаться для перепродажи).

Правила первоначального признания в 9-м МСФО дебиторской задолженности по сравнению с МСФО 39 существенно не изменились: задолженность должна быть оценена и отражена в финансовой отчетности по справедливой стоимости, включая расходы, сопутствующие совершению сделки.

В общем случае справедливой стоимостью финансового инструмента выступает цена сделки, то есть сумма, полученная/переданная одной стороной второй стороне за финансовый инструмент.

При этом если в качестве составляющей цены выделена какая-либо иная часть возмещения, прямо не относящаяся к данному финансовому активу, то справедливая стоимость должна определяться с привлечением оценщика.

При первоначальной оценке компаниям важно не забыть, что МСФО 9 предусмотрел особое исключение для торговой дебиторской задолженности: она должна быть отражена в финансовой отчетности фирмы исходя из цены сделки, а не по справедливой стоимости (п. 5.1.3 МСФО 9).

Расходами, сопутствующими совершению сделки, в данном контексте могут выступать различные комиссионные, биржевые сборы и т.д.

При этом на практике ...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.