МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Основные преимущества |

Номер № 05/2019
Количество просмотров 24
Автор МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»

Прошел год с момента публикации Советом по МСФО нового стандарта МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», и остается чуть более года до даты обязательного вступления стандарта в силу — 1 января 2021 г. Каким образом сегодня международные страховые компании готовятся к новому режиму подготовки финансовой отчетности?

Спустя 20 лет обсуждений Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) выпустил МСФО (IFRS) 17. Стандарт разработан с целью обеспечения последовательного и принципиального учета договоров страхования. Новый стандарт предусматривает оценку страховых обязательств по текущей стоимости исполнения и предлагает более унифицированный подход к оценке и представлению всех договоров страхования.

МСФО (IFRS) 17 заменяет МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования», а также связанные с ним интерпретации и вступает в силу в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 г. или после этой даты, с возможностью досрочного применения при условии предварительного применения МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

МСФО (IFRS) 17 стал одним из проектов СМСФО по проведению комплексного анализа учета договоров страхования, который был включен в повестку дня СМСФО в сентябре 2001 г., став продолжением проекта, запущенного в апреле 1997 года органом, предшествующим СМСФО. Последние 16 лет проект был более известен под названием «Фаза II МСФО (IFRS) 4».

Целью СМСФО была разработка общего высококачественного стандарта, описывающего отражение, оценку, представление и требования к раскрытию информации о договорах страхования. В феврале 2014 г. Совет по стандартам финансового учета (FASB) принял предварительное решение о прекращении совместной работы с СМСФО по вопросу договоров страхования, которая началась в октябре 2008 г. Вместо этого FASB решил направить свои усилия на разработку целевых поправок к существующей модели учета в области страхования ОПБУ США.

В 2007 году СМСФО выпустил документ для обсуждения, а в июле 2010 года — первый предварительный проект стандарта под названием «ED/2010/8 Договоры страхования». Второй целевой пересмотренный проект для обсуждения «ED/2013/7 Договоры страхования» опубликован 20 июня 2013 г. Итоги были подведены СМСФО в феврале 2016 г, после чего по результатам тестирований, которые проводились летом 2016 г., в феврале 2017 г. были внесены последние поправки.

ОБЪЕМ

Организация должна применять МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» по отношению к:

  • выпускаемым договорам страхования и перестрахования;

  • заключенным договорам перестрахования;

  • выпускаемым инвестиционным договорам, содержащим элементы дискреционного участия, при условии выпуска договоров страхования.

ОТЛИЧИЯ ОТ МСФО (IFRS) 4

1. Требование о выпуске договоров страхования с целью применения страхового стандарта к инвестиционным договорам, содержащим элементы дискреционного участия.

2. Возможность применения МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» к договорам с фиксированной стоимостью при условии соблюдения определенных критериев.

УРОВЕНЬ АГРЕГИРОВАНИЯ

Согласно МСФО (IFRS) 17 предприятия должны идентифицировать портфели договоров страхования, содержащие договоры, подверженные аналогичным рискам и управляемые совместно. Каждый портфель выпущенных договоров страхования должен быть разделен минимум на три группы:

1) договоры, которые являются обременительными при первоначальном признании (при наличии);

2) договоры, которые с малой долей вероятности могут стать обременительными после первоначального признания (при наличии);

3) прочие договоры в портфеле (при наличии).

Предприятие не вправе включать в группу договоры, период между датами заключения которых составляет более одного года. Кроме того, если портфель должен быть разделен на различные группы исключительно по причине того, что закон или нормативные акты ограничивают возможности предприятия по установлению различной цены или разного уровня выплат страхователям с различными характеристиками, предприятие вправе включить такие договоры в одну группу.

ОБЗОР НОВОЙ МОДЕЛИ УЧЕТА

Стандарт оценивает договоры страхования согласно общей модели или ее упрощенной версии под названием «Подход к распределению премии». Согласно общей модели при первоначальном признании предприятие должно оценивать группу договоров по общей сумме: (а) величины будущих денежных потоков (FCF), включающей оценку таких потоков, рассчитанную с учетом вероятностей, корректировку, отражающую стоимость денег во времени (TVM), финансовые риски, связанные с такими денежными потоками в будущем, и корректировку рисков с учетом нефинансового риска; (б) контрактной маржи (CSM).

При последующей оценке балансовая стоимость группы договоров страхования на конец каждого отчетного периода должна составлять сумму обязательств по оставшемуся страховому покрытию и обязательств по понесенным убыткам. Обязательства по оставшемуся страховому покрытию включают FCF, относящиеся к будущим услугам, и CSM группы на эту дату. Обязательства по понесенным убыткам оцениваются в качестве FCF, связанных с прошлыми услугами, которые отнесены на группу на эту дату.

Организация может упростить оценку обязательств по оставшемуся страховому покрытию группы договоров страхования путем использования вышеупомянутого подхода к распределению премии при условии, что при первоначальном признании организация обоснованно полагает, что подобный подход будет приближен к общей модели или период покрытия по каждому из договоров группы составляет менее одного года. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ОТЧЕТЕ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ

Организация должна дезагрегировать суммы, признанные в отчете(-ах) о финансовых результатах по итогам оказания страховых услуг, включающих доходы и расходы на оказание страховых услуг, и финансовым доходам или расходам по страхованию. Доходы и расходы по заключенным договорам перестрахования необходимо представлять отдельно от расходов и доходов по выпущенным договорам страхования.

Организация должна представлять в составе прибылей или убытков доходы групп выпущенных договоров страхования и расходы от оказания страховых услуг, понесенные группой выпущенных договоров страхования, включая понесенные убытки и прочие расходы, связанные с оказанием услуг страхования. Доходы и расходы, связанные с оказание страховых услуг, должны исключать любые инвестиционные составляющие.

ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

МСФО (IFRS) 17 вступает в силу в отношении годовых периодов, начинающихся не ранее 1 января 2021 г. Досрочное применение данного стандарта возможно при условии, что применяются МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

ПЕРЕХОД

Стандарт применяется ретроспективно, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо, — тогда применяется модифицированный ретроспективный подход или подход на основе справедливой стоимости.

На дату первоначального применения стандарта организации, применяющие МСФО (IFRS) 9, вправе ретроспективно пересмотреть и переклассифицировать удерживаемые финансовые активы, относящиеся к деятельности, связанной с договорами, подпадающими по действие стандарта.

 

Публикация подготовлена по материалам «Делойт Туш Томацу Лимитед»

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!