Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.
Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Бухгалтерский баланс не всегда отражает реальную стоимость активов, в том числе запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Учет запасов» оценка запасов производятся по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой цене продажи. Учетной политикой компании может быть предусмотрено, что уценке подлежат материальные запасы, которые числятся на складе дольше, чем некоторый установленный компанией срок. При этом для разных видов запасов (материалы, товары, отдельные группы материалов или товаров) может быть установлен разный срок. Таким образом, возникает задача рассчитать сумму уценки.
В последние годы в мировом сообществе в связи с изменением условий хозяйствования резко повысился спрос на информационную прозрачность и подотчетность бизнеса. Качество управленческих решений, принимаемых внешними пользователями, в первую очередь зависит от достоверности, надежности, ясности и легкопроверяемости информации, раскрываемой в отчетности. Сегодня такую возможность предоставляет интегрированная отчетность.
Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019.
Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
Для погружения в практику применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» начнем с напоминания, что контроль — возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности. Контроль включает властные полномочия в отношении инвестиций, права или риски от деятельности объекта инвестиции, возможность использовать властные полномочия в отношении объекта инвестиций для оказания влияния на доходность объекта инвестиций.
Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!
Рассмотрим изменения в МСФО, которые предстоит учесть в работе в ближайшем будущем — с 2020 года и позднее.
Минфин разработал поправки в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете). Одно из ключевых изменений — расширение круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Рассмотрим все детали изменений законодательства.
В условиях инфляции искажаются реальные значения финансовых коэффициентов. Решить этот вопрос позволяет применение Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО (IAS)) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»). Сущность данного стандарта состоит в необходимости пересчета финансовой отчетности организациями, функциональная (национальная) валюта которых является валютой страны с гиперинфляционной экономикой, с учетом уровня инфляции, поскольку «деньги теряют покупательную способность в таких темпах, что сравнение сумм, полученных от операций и событий, имеющих место в разное время даже в пределах одного отчетного периода, будет вводить в заблуждение»2.
В рамках “первой фазы” Совет по МСФО модифицирует требования к отчетности хеджирования, позволяя компаниям и далее исходить из, возможно, не совсем правдивого допущения, что ориентировочная ставка (LIBOR и проч.), на которой они рассчитывают хеджируемые денежные потоки, не изменится вследствие реформы. Другие возможные эффекты реформы пока что не удостоились внимания IASB, и никаких послаблений по ним не предусмотрено.
Исправлениям в этот раз подвергли МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности” (в седьмом параграфе добавили описание, что входит в состав прочего совокупного дохода, а также устранили дублирующий текст по реклассификационным корректировкам и прочему совокупному доходу). Кроме этого стандарта, исправления внесли во внутреннее Руководство по разработке стандартов Due Process Handbook.
У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?
С 2019 года фокус налогового контроля во внешнеторговой деятельности перемещен на сделки с взаимозависимыми лицами, с резидентами оффшорных зон, сделки со стратегическими товарами. Приятной новостью является отмена налогового контроля по сделкам крупных плательщиков с независимыми лицами. При совершении операций внутри Республики Беларусь под контролем ТЦО находятся сделки с резидентом — взаимозависимым лицом, которое не исчисляет налог на прибыль/освобождено от него.