Можно ли применять для целей ТЦО отчетность по МСФО |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 01/2020
Количество просмотров 73
Автор ТЦО, ТЦО, ценообразование, ценообразование, контроль, контроль, МСФО МСФО

Главой 11 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), посвященной правилам трансфертного ценообразования, определены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам.

В частности, в ст. 88 НК перечислены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам и если компания осуществляет или планирует осуществлять:

  • сделки с недвижимостью с взаимозависимыми лицами и иными лицами, применяющими особые режимы налогообложения;

  • внешнеторговые сделки со стратегическими товарами (перечень стратегических товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470);

  • внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами;
  • внешнеторговые сделки с организациями с местом нахождения в офшорных зонах;
  • сделки с взаимозависимыми резидентами Беларуси, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (резиденты ПВТ, СЭЗ, организации, применяющие УСН, и другие категории плательщиков),
  • то она, в зависимости от суммы сделок с одним лицом за год, может являться объектом налогового контроля.

Основным методом, по которому анализируется сделка, является метод сопоставимости рыночных цен. По нему производится сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные или однородные товары, работы, услуги. Данный метод считается приоритетным при выборе метода ценообразования.

Однако, при подготовке налоговой отчетности можно столкнуться с разными проблемами.

Отсутствуют смежные рынки или смежные продукты, по которым было бы возможно сформировать выборку, или компании на таких рынках на практике оперируют в несопоставимых условиях (например, рынки реализации нефтепродуктов), кроме того, информация о похожих компаниях, оказывающих аналогичные услуги (совершающих аналогичные сделки), сопоставимых по численности и объемам, в открытых источниках практически отсутствует.

Применение в целях анализа иных методов невозможно, либо не позволяет достаточно обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии примененной цены к рыночным ценам (например, применение метода распределения прибыли предполагает слишком большое число допущений и суждений, влияющих на достоверность результатов анализа). Использование источников информации для применения методов, основанных на анализе рентабельности, также невозможно.

Что делать в подобных ситуациях и существуют ли решения, которые будут более надежными с аудиторской точки зрения в сравнении с применением метода распределения прибыли, рассмотрим далее.

На практике при невозможности использования данных белорусских компаний можно и нужно использовать данные по международным конкурентам.

Можно брать информацию для сравнения из таких баз данных, как Ruslana (информация о компаниях России, Украины и Казахстана), Orbis (информация о компаниях со всего мира), Amadeus (информация о компаниях Европы). Однако стоимость подписки на эти базы данных очень высока и сопоставима с размером прибыли от деятельности средней компании за контролируемый год.

Поскольку законодательством для целей трансфертного ценообразования предусмотрено использование только общедоступной, опубликованной, официальной информации, то в такой ситуации целесообразным является использование показателей отчетности по МСФО.

Это возможно, если:

1.        Вы уверены, что деятельность зарубежных конкурентов сопоставима с операциями в рамках контролируемой сделки.

2.        Информация в публичной отчетности компании-аналога достаточна для использования в исследовании.

3.        Показатели отчетности по МСФО не требуют существенных корректировок на различия в учетных политиках между по МСФО, или такие корректировки могут быть обоснованно и прозрачно проведены.

ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

Данные более надежны, поскольку, как правило, требования публичной компании к достоверности показателей более высоки в сравнении с непубличными компаниями + есть заключение аудитора (обычно известного на рынке и имеющего устойчивую деловую репутацию).

В ряде случаев отчетность более информативна (есть примечания и дополнительные раскрытия по сравнению со статистическими данными, доступными в отношении белорусских компаний).

В ряде случаев есть отчет по сегментам, где можно четко выделить финансовые показатели конкретного искомого направления бизнеса.

ЧТО ВАЖНО УЧЕСТЬ

Корректировка на страновой риск. Если экономическая среда, в которой оперируют сопоставляемые компании, и принимаемые ими в связи c этим риски существенно отличаются (например, для ЕАЭС и стран ЕС), то необходимо провести корректировку на страновой риск к показателям рентабельности. В отдельных случаях эта поправка может быть использована в дополнение к поправке на валютный риск.

  • Наличие информации о потенциальных корректировках в раскрытии по МСФО 1. Если компания (группа) делает (или делала в прошлом году) отчетность первый год, то по МСФО она обязана раскрыть существенные корректировки от локальных стандартов к МСФО (эффект на чистые активы и ОПУ): данная информация может быть полезной для принятия решения о потенциальных корректировках к показателям контролируемой сделки.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.