Можно ли применять для целей ТЦО отчетность по МСФО |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 01/2020
Количество просмотров 384
Автор ТЦО, ТЦО, ценообразование, ценообразование, контроль, контроль, МСФО МСФО

Главой 11 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), посвященной правилам трансфертного ценообразования, определены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам.

В частности, в ст. 88 НК перечислены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам и если компания осуществляет или планирует осуществлять:

  • сделки с недвижимостью с взаимозависимыми лицами и иными лицами, применяющими особые режимы налогообложения;

  • внешнеторговые сделки со стратегическими товарами (перечень стратегических товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470);

  • внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами;
  • внешнеторговые сделки с организациями с местом нахождения в офшорных зонах;
  • сделки с взаимозависимыми резидентами Беларуси, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (резиденты ПВТ, СЭЗ, организации, применяющие УСН, и другие категории плательщиков),
  • то она, в зависимости от суммы сделок с одним лицом за год, может являться объектом налогового контроля.

Основным методом, по которому анализируется сделка, является метод сопоставимости рыночных цен. По нему производится сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные или однородные товары, работы, услуги. Данный метод считается приоритетным при выборе метода ценообразования.

Однако, при подготовке налоговой отчетности можно столкнуться с разными проблемами.

Отсутствуют смежные рынки или смежные продукты, по которым было бы возможно сформировать выборку, или компании на таких рынках на практике оперируют в несопоставимых условиях (например, рынки реализации нефтепродуктов), кроме того, информация о похожих компаниях, оказывающих аналогичные услуги (совершающих аналогичные сделки), сопоставимых по численности и объемам, в открытых источниках практически отсутствует.

Применение в целях анализа иных методов невозможно, либо не позволяет достаточно обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии примененной цены к рыночным ценам (например, применение метода распределения прибыли предполагает слишком большое число допущений и суждений, влияющих на достоверность результатов анализа). Использование источников информации для применения методов, основанных на анализе рентабельности, также невозможно.

Что делать в подобных ситуациях и существуют ли решения, которые будут более надежными с аудиторской точки зрения в сравнении с применением метода распределения прибыли, рассмотрим далее.

На практике при невозможности использования данных белорусских компаний можно и нужно использовать данные по международным конкурентам.

Можно брать информацию для сравнения из таких баз данных, как Ruslana (информация о компаниях России, Украины и Казахстана), Orbis (информация о компаниях со всего мира), Amadeus (информация о компаниях Европы). Однако стоимость подписки на эти базы данных очень высока и сопоставима с размером прибыли от деятельности средней компании за контролируемый год.

Поскольку законодательством для целей трансфертного ценообразования предусмотрено использование только общедоступной, опубликованной, официальной информации, то в такой ситуации целесообразным является использование показателей отчетности по МСФО.

Это возможно, если:

1.        Вы уверены, что деятельность зарубежных конкурентов сопоставима с операциями в рамках контролируемой сделки.

2.        Информация в публичной отчетности компании-аналога достаточна для использования в исследовании.

3.        Показатели отчетности по МСФО не требуют существенных корректировок на различия в учетных политиках между по МСФО, или такие корректировки могут быть обоснованно и прозрачно проведены.

ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

Данные более надежны, поскольку, как правило, требования публичной компании к достоверности показателей более высоки в сравнении с непубличными компаниями + есть заключение аудитора (обычно известного на рынке и имеющего устойчивую деловую репутацию).

В ряде случаев отчетность более информативна (есть примечания и дополнительные раскрытия по сравнению со статистическими данными, доступными в отношении белорусских компаний).

В ряде случаев есть отчет по сегментам, где можно четко выделить финансовые показатели конкретного искомого направления бизнеса.

ЧТО ВАЖНО УЧЕСТЬ

Корректировка на страновой риск. Если экономическая среда, в которой оперируют сопоставляемые компании, и принимаемые ими в связи c этим риски существенно отличаются (например, для ЕАЭС и стран ЕС), то необходимо провести корректировку на страновой риск к показателям рентабельности. В отдельных случаях эта поправка может быть использована в дополнение к поправке на валютный риск.

  • Наличие информации о потенциальных корректировках в раскрытии по МСФО 1. Если компания (группа) делает (или делала в прошлом году) отчетность первый год, то по МСФО она обязана раскрыть существенные корректировки от локальных стандартов к МСФО (эффект на чистые активы и ОПУ): данная информация может быть полезной для принятия решения о потенциальных корректировках к показателям контролируемой сделки.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. МСФО и МСА в кредитной организации: справедливая стоимость активов: оценка ненаблюдаемых данных |

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» закрепил в методологии формирования отчетности принципы оценки справедливой стоимости. При оценке стоимости активов и обязательств, по которым не используются наблюдаемые данные официальных и всемирно признанных источников, у специалистов по МСФО нередко возникают вопросы. На что при этом следует обратить внимание?

2. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

3. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

4. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.
Колонка редактора

1. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

2. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.

3. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.