Алгоритм действий: неначисление амортизации или консервация ОС. Белорусское законодательство и нюансы МСФО

Алгоритм действий: неначисление амортизации или консервация ОС. Белорусское законодательство и нюансы МСФО |

Автор Лариса Шехман Лариса Шехман
Номер № 02/2020
Количество просмотров 367
Автор амортизация, амортизация, ОС, ОС, консервация, консервация, отчетность МСФО отчетность МСФО

Госорганы продолжают на своем уровне принимать решения из обещанного первого пакета антикризисных мер. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году» правительство разрешило организациям и ИП не начислять ее до конца года по всем или отдельным используемым объектам основных средств и нематериальных активов. 

Главная цель — сократить убытки и сделать баланс хоть чуть «живее» — достижима, но только государство опять пошло по пути запутывания методологии.

История вопроса

Прошлые разы Правительство постановлением от 09.02.2016 № 110 "О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году" и постановлением от 30.10.2017 802 "О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах" уже вводило возможность полного и частичного неначисления амортизации. 

Тогда же было подготовлено совместное разъяснение Минфина, Минэкономики и Минстройархитектуры1, которым были уточнены и конкретизированы некоторые вопросы применения и ограничения на неначисление амортизации. Считаем необходимым напомнить о них и предупредить возникновение ошибок в нашей практике применения нового Постановления  от 15.04.2020 № 229. Рекомендуем применять все эти документы в связке, так как чиновники ничего нового уже не придумают, а лишь повторят прошлые "грабли". 

Сейчас предусмотрено, что все организации и индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности. Однако предусмотрено исключение для основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств, поэтому и в 2020 году следует ждать отдельных уточнений для ЖКХ и коммунального транспорта .

ВАЖНО!

При принятии решения о неначислении амортизации организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо исходить из периода, равного 12 месяцам. Начисление (неначисление) амортизации в отдельных месяцах данного периода, согласно прошлым официальным разъяснениям, не допускается.

Необходимо обратить внимание, что при применении Постановления от 15.04.2020 № 229 продлеваются как нормативные сроки службы, так и сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов на срок, равный 12 месяцам.

Требований о дополнительных согласованиях и разрешительных актах, если у организации есть доля госсобственности из-за пандемии отменены.

ВАЖНО!

Ранее было предусмотрено, что решения о неначислении амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, принимаемые организациями, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами. В 2020 году, несмотря на отмену пункта 2 постановления от 30.10.2017 802, с учетом опыта прохождения проверок, мы рекомендуем в рабочем порядке уведомить/согласовать/ в письменной форме решение о необходимости неначисления амортизации.

Не бывает безвыходных ситуаций — организациям придется консервировать объекты основных средств. Документальное оформление и техническая реализация отличается от «просто неначисления амортизации».

...

Консервация основных средств

...

План мероприятий по проведению консервации также утверждается приказом.

...

ВЕДОМОСТЬ

законсервированных основных средств

по состоянию на «___» ______________ 2020г.

Инвентарный №

Наименова-ние объекта

№ амортизационной группы

Дата ввода

Стоимость первоначальная (восстановительная)

Сумма начисленных амортизационных отчислений

Норма амортизации

Остаточная стоимость

Статья расхода для налогообложения

Основание

Период приостановления начисления амортизации

Продление
срока

Сокращение
срока

№ приказа, дата

период

№ приказа, дата

период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15
















______________________ ______________________ ______________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

______________________ ______________________ ______________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

...

Как видим, некоторые из перечисленных мероприятий требуют определенных затрат. Затраты на консервацию определяются на основании сметы, составляемой организацией. Поскольку работы по консервации основных средств, как правило, осуществляются силами самой организации, то основными статьями расходов по смете являются:

...


МСФО потребует двойной работы

Законодательство Беларуси требует от общественно значимых организаций обязательно готовить отчетность в соответствии с МСФО.

Решение организации о неначисление амортизации приведет к целому ряду двойных действий и потребует повышенной внимательности при составлении отчетности в соответствии с МСФО:

...

Минусы неначисления амортизации

В управленческом и финансовом учете организации добъются краткосрочного улучшения показателей балансов и, может быть, даже рискнут начислить дивиденды за 2020 год, но ведь важно понимать суть искажений реального финансового положения и финансовых результатов:

...

Сравнение некоторых показателей будущего отчета за 2020 год, составленного без начисления амортизации и с учетом реклассификации по МСФО

Показатель

(Условный пример некоторых статей )

На 31.12.2020 года

Учет согласно
постановлению
 от 15.04.2020 № 229

МСФО

 

В нашем условном примере мы делаем расчет амортизации на 2020 год равный 15% ОС, при этом 9/10 начисленной амортизации относим на себестоимость произведенной продукции, а 1/10 амортизации относим к управленческим расходам.

Текст статьи доступен только авторизованным пользователям.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.