Необходимым условием успешного функционирования организаций в современных рыночных условиях является наличие оптимального размера собственного капитала, обеспечивающего высокий конкурентный статус фирмы, доверие экономических партнеров и кредиторов компании. Для того чтобы эффективно управлять собственным капиталом, необходимо знать его структуру, особенности каждой его составляющей, характер качественных и функциональных зависимостей от определенных факторов.
Совет по финансовой отчетности Великобритании провел панельную дискуссию, посвященную новому стандарту по страховым контрактам IFRS 17, и представил краткое резюме по итогам этих обсуждений. Один из главных выводов: то, что внедрение нового стандарта обойдется недешево, было известно и раньше, поэтому сам по себе данный фактор не должен рассматриваться как повод отказаться от перехода на IFRS 17.
Отчетность должна давать информацию, в том числе и для прогнозных оценок о достаточности и стабильности получаемой прибыли, о способности генерировать денежные потоки, об эффективности бизнеса и главное — способности создавать дополнительную стоимость для собственников. Именно на эти цели ориентирована отчетность, составленная по МСФО. В частности, это проявляется в учете временного фактора (путем использования оценок по дисконтированной стоимости), а также учете фактора риска (формирование резервов).
Юристы из ClientEarth опубликовали обзор аудиторских обязанностей в отношении связанных с темой климата рисков, которым они обязаны следовать в ходе проведения аудита британских компаний. В нем эксперты описывают последствия невыполнения этих обязанностей аудиторами, предупреждают о растущем давлении со стороны акционеров и регуляторов и призывают относиться к этому со всей серьезностью.
Дело в том, что IFRS 9 — далеко не панацея, как пишет автор оригинальной заметки Джон Монглард, специалист по управлению рисками и регулированию в Институте сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Как раз, наоборот, он считает, что новый стандарт может привести к волатильности, непоследовательности, недостаточной сравнимости информации и дальнейшей финансовой нестабильности.
На протяжении десятилетий отвергалось наличие точки зрения, отличающейся от официальной, в результате сегодня в обществе отсутствует механизм обсуждения неоднозначных вопросов и выработки единого мнения. В том, как развивается внедрение МСФО в постсоветстких странах, по нашему мнению, имеется большая проблема. В XX в. такого рода вопросы решались привлеченными для этих целей группами экспертов. Этот механизм не подходит для выработки решения в XXI в.
Совет по МСФО представил вариант поправок к IAS 8, направленных на прояснение различий между изменениями в оценках и изменениями в учетных политиках. Возможно, это принесет с собой немного «науки» в «искусство» определения того, какие именно суждения выносит организация. Но прежде чем мы получим готовое руководство по четким и полезным раскрытиям, нужно последить, как будет продвигаться работа IASB по проекту о принципах раскрытий.
Использование альтернативных показателей результатов деятельности получило широкое распространение. Анализ практики подготовки отчетности в компаниях показал необходимость большей прозрачности, особенно в свете нового методического руководства Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA).
Обратимся к вопросу учета расходов на НИОКР по требованиям МСФО. Порядок отнесения затрат на исследования и разработки собственными силами компании (в международной практике используется выражение «исследования и разработки» аналогично «советским» понятиям НИР и ОКР соответственно) регламентируется стандартом МСФО 38 «Нематериальные активы» (IAS 38).
Сейчас начинают доминировать цифровые каналы продаж, как, например, WeChat и Alibaba в Китае или Amazon — в США. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, банкам просто необходимо существенно вкладываться в развитие собственных цифровых каналов. Однако для небольших финансовых организаций эта статья расходов становится по-настоящему затруднительной.
В законодательстве нет общего определения имущества, а лишь перечислено то, что может быть объектом гражданских прав, в частности вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, нематериальные блага. Эксперты предлагают приравнять биткоин к «иному имуществу» и регулировать его использование соответствующими налогами.
Для компаний, зарегистрированных в SEC и обязанных представлять отчетность в США, новые требования актуальны уже в случае с отчетностью за первый квартал 2018 года. И многие из них уже поняли, что начать подготовку им следовало бы заранее, потому что все не так просто, как казалось поначалу. Приводим примерный список самых непростых областей применения нового стандарта по признанию выручки, с которыми у многих возникают проблемы.
Далеко не на всех предприятиях гипотетические преимущества перехода на новую систему учета перевесят все «против», связанные прежде всего с существенными затратами по обучению персонала, оплате консультационных услуг, модернизации программного обеспечения и первичному переводу отчетности в формат МСФО. Основными препятствующими факторами являются как раз таки не технические, а культурные вопросы, ментальные модели, правовые аспекты, образовательные потребности и политические влияния.