ESG-критерии в нефинансовой отчетности и высокая цена борьбы против климатических изменений

ESG-критерии в нефинансовой отчетности и высокая цена борьбы против климатических изменений |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 06/2019
Количество просмотров 134
Автор ESG-критерии, ESG-критерии, нефинансовая отчетность нефинансовая отчетность

Ужесточение климатических стандартов к 2025 году приведет к тому, что капитализация компаний в различных отраслях (от нефтегазовой до автомобилестроительной) может снизиться на сумму до 2,3 трлн долларов, сообщает Reuters со ссылкой на организацию финансовой инициативы ООН Principles for Responsible Investment (PRI, «Принципы ответственного инвестирования»), представляющей инвесторов с активами под управлением на сумму 86 трлн долларов.

Согласно прогнозам группы инвесторов, наибольшие потери понесут угольные и нефтегазовые компании (на 44 и 31% соответственно). Спрос на нефть достигнет пика примерно в 2027 году, отмечается в докладе.

При этом капитализация фирм, специализирующихся на производстве электромобилей, и электроэнергетических фирм удвоится.

Ожидается, что повышение нормативов, которые направлены на уменьшение выбросов парниковых газов, будет ускоряться в ближайшие годы в связи со стремлением к выполнению обязательств по Парижскому соглашению по климату, подписанному в 2015 году представителями порядка двухсот стран и предполагающему удержание потепления на отметке в 1,5 или 2ºС, полагают в PRI.

Это очень больная тема — климатические дела. Европа активно их поддерживает, а американцы и китайцы, которые являются основными загрязнителями атмосферы по выбросам СО2, говорят, что не собираются следовать европейским нормативам. Получается, что европейские причитания в принципе ни о чем. Европа не лидер в этих выбросах, и даже, если она их еще сократит, то на мир это повлияет не особо сильно.

С другой стороны, ряд ученых вообще утверждает, что данные о глобальном потеплении построены на фальсификациях, и на самом деле в ближайшее время начнется глобальное похолодание, а не потепление.

Нужно понимать, что возобновляемая энергетика, несмотря на все разговоры о том, какая она классная и как она дешевеет, все равно пока проигрывает по эффективности традиционной. И те страны, которые делают ставку на нее — в Европе это, прежде всего, Дания и Германия, — имеют на данный момент самые высокие цены на электроэнергию.

Плюс нужно понимать, что возобновляемая энергия нестабильна — ветер же не всегда дует, а солнце не всегда светит, поэтому нужно иметь замещающие мощности. Сейчас эти мощности есть в виде газовых станций. Но получается, что энергетические компании, которые ими владеют, которые включаются только когда солнце не светит и ветер не дует, все время простаивают, потом их включают на несколько часов, а их нужно обслуживать все время, там работают люди, такая станция все время должна находиться в рабочем состоянии — это делает работу компаний убыточной, они их закрывают. А если все станции закроют, может случиться коллапс в системе, потому что поддержки не будет. В Германии были случаи, когда зимой месяцами не было ни солнца, ни ветра, так что приходилось включать и газ на полную мощность, и уголь — все.

Будет серьезная борьба — компании будут бороться за свои интересы. Как это будет происходить, сказать сложно, но стоит признать, что пока возобновляемая энергетика, если брать ту же Европу, проигрывает по эффективности традиционной. А уж в восточной Европе — вообще в разы. Европейцы встают на сторону потребителя — потребитель платит специальный зеленый тариф. Чем дальше, тем больше будет доля возобновляемой энергетики, поэтому еще дороже будет электроэнергия, еще больше нужно будет платить.

В ближайшее время мы увидим обострение этой борьбы, лоббистских, публичных дебатов.

СТРАНЫ ЕАЭС И ESG-КРИТЕРИИ

В странах ЕАЭС активно внедряются Цели устойчивого развития и ESG-критерии. Однако, как показал наш анализ, именно Россия в данное время лидирует по подготовке нормативной базы.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.