О подходах к внедрению СМФООС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси |

Количество просмотров 29
Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Автор госсектор, госсектор, отчетность, отчетность, МСФООС, МСФООС, IPSAS IPSAS
О подходах к внедрению СМФООС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси

В статье речь идет о необходимости разработки новых подходов для бухгалтерского учета в государственном секторе. Сформулированные подходы могут быть полезны при разработке и совершенствовании национальных стандартов бухучета, что, в первую очередь, необходимо тем компаниям, которые осуществляют деятельность на условиях государственно-частного партнерства или планируют привлечение внешних инвестиций.

Внедрение концепции обеспечения инвестиционной привлекательности, лежащей в основе развития экономики, требует решения проблем методологического и организационного характера. Актуальным направлением является развитие информационной поддержки процессов государственного контроля, управления, мониторинга их эффективности. Информационная модель сектора госуправления представляет собой источник и инструмент организационно-экономической рефлексии государственных и общественных институтов, в том числе на соответствие стратегическому тренду по достижению показателей устойчивого развития экономики путем развития частно-государственного партнерства. Разработка методологии формирования информационного обеспечения в государственном и более широком публичном секторе экономики в последние десятилетия базируется на принципе стандартизации, что аргументировано необходимостью единства теоретических подходов и универсальности организационно-методического комплекса на международном уровне. Особенности экономической и социальной специфики сектора государственного управления требуют дополнительных корректировок в области его информационной поддержки. Учет и отчетность, планирование и контроль являются ключевыми элементами в общей системе обеспечения экономической безопасности на уровне государства и имплементации в международную модель устойчивого развития.

Информационное обеспечение в секторе государственного управления активно регулируется и развивается на основе международных стандартов отчетности в общественном сектора (IPSAS). Использование данных стандартов в государственном секторе для подготовки финансовой отчетности правительствами и другими государственными структурами направлено на повышение качества, согласованности и прозрачности государственного сектора. Комиссия по МСФООС (IPSASB) также издает руководство, рекомендации и содействует обмену информацией между субъектами госсектора, коммерческого сектора и иными общественными институтами, содействует принятию IPSAS и их международной конвергенции. Министерство финансов Республики Беларусь объявило о разработке национальных стандартов сектора государственного управления, основанных на IPSAS для обеспечения прозрачности и гармонизации финансовой отчетности. Гармонизация национальных стандартов государственного сектора и IPSAS является частью реформ в сфере госуправления. Страны, представляющие финансовую отчетность в государственном секторе по IPSAS: Австралия, Канада, Китай, Франция, Германия, Япония, Кения, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Румыния, ЮАР, Великобритания, США, Уругвай, Казахстан, частично РФ и др.

Эти стандарты также направлены на существенное повышение качества финансовой информации и формирование адекватной информационной поддержки процессов контроля и управления для широкой аудитории, улучшение процесса принятия решений относительно распределения ресурсов, обеспечение большей прозрачности и повышение подотчетности лиц, принимающих решения. Применение этих стандартов позволяет улучшить бюджетный контроль и надзор, а также создать коммуникативные инструменты по налаживанию диалога и синхронизировать работу государственных институтов различных стран.

IPSAS фактически стали международными ориентирами для оценки практики учета в публичном секторе во всем мире. По этим причинам IPSAS заслуживает внимания как лиц, определяющих политику в области бухгалтерского учета, так и практиков. Изначально присущая бухгалтерскому учету как «языку бизнеса», коммуникативная функция передачи и интерпретации информации о финансово-хозяйственной деятельности значительно возрастает на данном этапе развития экономических отношений. Цель стандартов общего назначения состоит в предоставлении информации для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не в состоянии требовать обновления отчетности в соответствии с их потребностями. Пользователями финансовой отчетности общего назначения являются налогоплательщики, социальные институты, кредиторы, поставщики, средства массовой информации. Применение этих стандартов означает подготовку финансовых отчетов на основе стандартов, признанных на международном уровне, и, таким образом, финансовых отчетов, которые могут быть поняты, проанализированы, сопоставлены, проверены в любом месте на основе общего международного языка. Следует отметить, что подход к внедрению IPSAS разнообразен в различных юрисдикциях. Некоторые из них приняли IPSAS непосредственно. Например, Россия косвенно использует IPSAS в качестве основы для национальных стандартов.

Поскольку Минфин Республики Беларусь продолжит реформу национального бухгалтерского учета на основе международных стандартов, то на следующем этапе реформирования необходимо разработать национальные стандарты аналогов: IPSAS 34 «Отдельная финансовая отчетность», IPSAS 33 «Консолидированная финансовая отчетность», IPSAS 36 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия». IPSAS 37 «Совместная деятельность IPSAS 38», «Раскрытие интересов в других организациях». Наши субъекты госсектора ранее не использовали справедливую стоимость в качестве основы и испытывают явные трудности в связи с применением. Такие нормы в настоящее время не предусмотрены в финансовой отчетности госсектора. Однако эти документы устанавливают наиболее важные положения о бухгалтерском учете и смогут упростить применение стандартов на практике. Основой для разработки этих стандартов являются Международные стандарты финансовой отчетности: МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» и МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Данные о применении правил бухгалтерского учета МСФО также могут быть использованы для создания соответствующих стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. То есть может быть рекомендовано взаимное использование материалов для утверждения правил бухгалтерского учета для установления и совершенствования стандартов бухгалтерского учета.

Изменения и преобразования, происходящие в общественном секторе экономики, представляют собой продолжение реформ системы государственного управления. В связи с этим система бюджетирования, ориентированного на результат, может коренным образом поменять представление о госсекторе как об убыточном сегменте национальной экономики. Система госуправления применяет отдельные инструменты концепции программно-целевого бюджетирования и оценки эффективности. При этом должна стоять задача разработки стандартизированных методик, процедур, инструментов информационного моделирования деятельность государственных органов и их контроля. В условиях снижающегося уровня бюджетных ресурсов и осложнения ситуации в макроэкономике значимым является вопрос эффективности использования финансовых ресурсов, что должно быть отражено как в рамках финансовой отчетности, так и в регламентах бюджетного планирования.

В условиях начатой реформы повышение эффективности и оптимальности использования бюджетных средств является приоритетным направлением государственной и муниципальной политики. В связи с этим повышается актуальность применения программно-целевого бюджетного планирования. Вместе с тем до настоящего времени не до конца раскрыты проблемы применения программно-целевого бюджетного планирования в качестве инструмента повышения эффективности расходов бюджета, не определено его место в системе финансово-бюджетного планирования, слабо проработана взаимосвязь между финансовой отчетностью и бюджетным планированием.

Процесс создания единой информационной среды сектора государственного управления должен базироваться на конвергенции методологии формирования учетно-аналитической информации в рамках финансовой отчетности, анализа и контроля на базе IPSAS и технологии «Электронный бюджет»:

  • обеспечение единообразия подходов к подготовке и интерпретации информации финансовой отчетности и системы бюджетирования всех субъектов сектора государственного управления внешними пользователями;

  • выработка единства терминологии и методологии исчисления финансово-экономических показателей в секторе государственного управления для оценки уровня экономической безопасности как на уровне государства, так и на международном уровне.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

1. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

2. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

3. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

4. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

5. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

6. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

7. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Колонка редактора

1. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.

2. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

3. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).