О подходах к внедрению СМФООС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси

О подходах к внедрению СМФООС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси |

Автор Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС» Нина ЗЕЛЬМАН, эксперт Илья ФОМИН, заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»
Количество просмотров 203
Автор госсектор, госсектор, отчетность, отчетность, МСФООС, МСФООС, IPSAS IPSAS
О подходах к внедрению СМФООС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси

В статье речь идет о необходимости разработки новых подходов для бухгалтерского учета в государственном секторе. Сформулированные подходы могут быть полезны при разработке и совершенствовании национальных стандартов бухучета, что, в первую очередь, необходимо тем компаниям, которые осуществляют деятельность на условиях государственно-частного партнерства или планируют привлечение внешних инвестиций.

Внедрение концепции обеспечения инвестиционной привлекательности, лежащей в основе развития экономики, требует решения проблем методологического и организационного характера. Актуальным направлением является развитие информационной поддержки процессов государственного контроля, управления, мониторинга их эффективности. Информационная модель сектора госуправления представляет собой источник и инструмент организационно-экономической рефлексии государственных и общественных институтов, в том числе на соответствие стратегическому тренду по достижению показателей устойчивого развития экономики путем развития частно-государственного партнерства. Разработка методологии формирования информационного обеспечения в государственном и более широком публичном секторе экономики в последние десятилетия базируется на принципе стандартизации, что аргументировано необходимостью единства теоретических подходов и универсальности организационно-методического комплекса на международном уровне. Особенности экономической и социальной специфики сектора государственного управления требуют дополнительных корректировок в области его информационной поддержки. Учет и отчетность, планирование и контроль являются ключевыми элементами в общей системе обеспечения экономической безопасности на уровне государства и имплементации в международную модель устойчивого развития.

Информационное обеспечение в секторе государственного управления активно регулируется и развивается на основе международных стандартов отчетности в общественном сектора (IPSAS). Использование данных стандартов в государственном секторе для подготовки финансовой отчетности правительствами и другими государственными структурами направлено на повышение качества, согласованности и прозрачности государственного сектора. Комиссия по МСФООС (IPSASB) также издает руководство, рекомендации и содействует обмену информацией между субъектами госсектора, коммерческого сектора и иными общественными институтами, содействует принятию IPSAS и их международной конвергенции. Министерство финансов Республики Беларусь объявило о разработке национальных стандартов сектора государственного управления, основанных на IPSAS для обеспечения прозрачности и гармонизации финансовой отчетности. Гармонизация национальных стандартов государственного сектора и IPSAS является частью реформ в сфере госуправления. Страны, представляющие финансовую отчетность в государственном секторе по IPSAS: Австралия, Канада, Китай, Франция, Германия, Япония, Кения, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Румыния, ЮАР, Великобритания, США, Уругвай, Казахстан, частично РФ и др.

Эти стандарты также направлены на существенное повышение качества финансовой информации и формирование адекватной информационной поддержки процессов контроля и управления для широкой аудитории, улучшение процесса принятия решений относительно распределения ресурсов, обеспечение большей прозрачности и повышение подотчетности лиц, принимающих решения. Применение этих стандартов позволяет улучшить бюджетный контроль и надзор, а также создать коммуникативные инструменты по налаживанию диалога и синхронизировать работу государственных институтов различных стран.

IPSAS фактически стали международными ориентирами для оценки практики учета в публичном секторе во всем мире. По этим причинам IPSAS заслуживает внимания как лиц, определяющих политику в области бухгалтерского учета, так и практиков. Изначально присущая бухгалтерскому учету как «языку бизнеса», коммуникативная функция передачи и интерпретации информации о финансово-хозяйственной деятельности значительно возрастает на данном этапе развития экономических отношений. Цель стандартов общего назначения состоит в предоставлении информации для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не в состоянии требовать обновления отчетности в соответствии с их потребностями. Пользователями финансовой отчетности общего назначения являются налогоплательщики, социальные институты, кредиторы, поставщики, средства массовой информации. Применение этих стандартов означает подготовку финансовых отчетов на основе стандартов, признанных на международном уровне, и, таким образом, финансовых отчетов, которые могут быть поняты, проанализированы, сопоставлены, проверены в любом месте на основе общего международного языка. Следует отметить, что подход к внедрению IPSAS разнообразен в различных юрисдикциях. Некоторые из них приняли IPSAS непосредственно. Например, Россия косвенно использует IPSAS в качестве основы для национальных стандартов.

Поскольку Минфин Республики Беларусь продолжит реформу национального бухгалтерского учета на основе международных стандартов, то на следующем этапе реформирования необходимо разработать национальные стандарты аналогов: IPSAS 34 «Отдельная финансовая отчетность», IPSAS 33 «Консолидированная финансовая отчетность», IPSAS 36 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия». IPSAS 37 «Совместная деятельность IPSAS 38», «Раскрытие интересов в других организациях». Наши субъекты госсектора ранее не использовали справедливую стоимость в качестве основы и испытывают явные трудности в связи с применением. Такие нормы в настоящее время не предусмотрены в финансовой отчетности госсектора. Однако эти документы устанавливают наиболее важные положения о бухгалтерском учете и смогут упростить применение стандартов на практике. Основой для разработки этих стандартов являются Международные стандарты финансовой отчетности: МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» и МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Данные о применении правил бухгалтерского учета МСФО также могут быть использованы для создания соответствующих стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. То есть может быть рекомендовано взаимное использование материалов для утверждения правил бухгалтерского учета для установления и совершенствования стандартов бухгалтерского учета.

Изменения и преобразования, происходящие в общественном секторе экономики, представляют собой продолжение реформ системы государственного управления. В связи с этим система бюджетирования, ориентированного на результат, может коренным образом поменять представление о госсекторе как об убыточном сегменте национальной экономики. Система госуправления применяет отдельные инструменты концепции программно-целевого бюджетирования и оценки эффективности. При этом должна стоять задача разработки стандартизированных методик, процедур, инструментов информационного моделирования деятельность государственных органов и их контроля. В условиях снижающегося уровня бюджетных ресурсов и осложнения ситуации в макроэкономике значимым является вопрос эффективности использования финансовых ресурсов, что должно быть отражено как в рамках финансовой отчетности, так и в регламентах бюджетного планирования.

В условиях начатой реформы повышение эффективности и оптимальности использования бюджетных средств является приоритетным направлением государственной и муниципальной политики. В связи с этим повышается актуальность применения программно-целевого бюджетного планирования. Вместе с тем до настоящего времени не до конца раскрыты проблемы применения программно-целевого бюджетного планирования в качестве инструмента повышения эффективности расходов бюджета, не определено его место в системе финансово-бюджетного планирования, слабо проработана взаимосвязь между финансовой отчетностью и бюджетным планированием.

Процесс создания единой информационной среды сектора государственного управления должен базироваться на конвергенции методологии формирования учетно-аналитической информации в рамках финансовой отчетности, анализа и контроля на базе IPSAS и технологии «Электронный бюджет»:

  • обеспечение единообразия подходов к подготовке и интерпретации информации финансовой отчетности и системы бюджетирования всех субъектов сектора государственного управления внешними пользователями;

  • выработка единства терминологии и методологии исчисления финансово-экономических показателей в секторе государственного управления для оценки уровня экономической безопасности как на уровне государства, так и на международном уровне.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?