Регулирующие органы ужесточили процесс надзора за компаниями, находящимися в сфере их ответственности. В этом году пользователи финансовой отчетности будут как никогда внимательно изучать ее, чтобы получить представление о том, каких финансовых результатов ожидать от компании, и о том, как она управляет своими рисками. Подготовка финансовой отчетности потребует больше времени и усилий для того, чтобы обеспечить раскрытие в ней точной и достоверной информации.
Евросоюз обновил «серый» список налоговых юрисдикций, добавив в него Россию, Британские Виргинские острова, Маршалловы острова и Коста-Рику, говорится в сообщении Совета ЕС. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) обновила «серый» список государств, где выявлены существенные нарушения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Также члены ФАТФ выпустили проект руководства по Рекомендации 24, которое должно помочь компетентным органам и частному бизнесу внедрить недавно ужесточенные требования по отчетности о бенефициарной собственности компаний.
Европейский парламент принял Директиву о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), которая обяжет более широкий круг компаний ЕС раскрывать данные о социальных и экологических (ESG — экологическое и социальное управление) последствиях своей деятельности. CSRD заменяет директиву о раскрытии нефинансовой отчетности (NFRD). CSRD должна обеспечить более детальное и стандартизованное раскрытие ESG-информации, ее независимую верификацию и аудит.
Согласно стандарту МСФО
(IFRS) 1, регулирующему первое применение международных стандартов финансовой отчетности, организация должна использовать одну и ту же учетную политику как при подготовке своего вступительного отчета o финансовом положении по МСФО, так и применительно ко всем периодам, представленным в ее первой финансовой отчетности по МСФО. Рассмотрим самые сложные ситуации и новации в стандартах.
Рекомендации составлены по материалам вебинаров, посвященных новациям в учете и отчетности, МСФО, аудиторском законодательстве для кредитных и некредитных финансовых организаций. Представители аудиторских и консультационных компаний рассказали, на что следует обратить внимание при составлении годовой отчетности и ее аудите.
МСФО
(IFRS) 9 вводит модель «ожидаемых убытков» для признания обесценения финансовых активов, отражаемых по амортизированной стоимости, включая большинство выданных внутригрупповых займов. В этом МСФО
(IFRS) 9 отличается от МСФО
(IAS) 39, где использовалась модель «понесенных убытков» и резервы признавались только в том случае, если присутствовало объективное свидетельство обесценения.
В статье исследуются риски утраты стоимости внеоборотных активов, причины их возникновения, приводящие к изменению собственного капитала компании. Предложены методы оценки риска утраты стоимости внеоборотных активов, имеющего финансовые последствия и оказывающего влияние на оценку и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аргументированы предложения по внедрению методики тестирования на обесценение в соответствии с МСФО
(IAS) 36 «Обесценение активов» в практическую деятельность компаний.
Рассмотрим подходы к использованию комбинированного метода амортизации, при применении которого величина амортизационных отчислений со второго года возрастает. Использование данного метода в управленческом учете позволит определить реальный износ основных фондов с учетом морального устаревания.
После выхода в предварительной версии сразу нескольких стандартов МСФООС (IPSAS) по теме оценки, а вместе с ними и пересмотренной седьмой главы «Концептуальных основ IPSAS» по «иерархии» оценки над различиями подходов в системах международных стандартов отчетности для общественных и частных организаций задумался Институт сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW).
Предприятиям необходима эффективная стратегия развития, включающая амортизационную политику, способную мобилизовать внутренние финансовые ресурсы предприятия и активизировать его инвестиционную деятельность. Рассмотрим рекомендации по совершенствованию методов и способов амортизации, которые позволят усовершенствовать управленческий учет на предприятиях и повысить эффективность разрабатываемой амортизационной политики. В статье проводится анализ основных амортизационных систем, существующих в ЕС (британская, французская, немецкая), и изложены основные элементы амортизационной политики европейских предприятий.
В ряде случаев, в зависимости от местного законодательства, перед иностранными компаниями возникает необходимость не только подготовки и сдачи финансовой и налоговой отчетности, но и проведения аудита. Например, ежегодный аудит является обязательным требованием для всех компаний, зарегистрированных на Кипре и Мальте. На Кипре и в Гонконге проходить аудиторскую проверку и подавать ежегодную аудированную отчетность обязаны даже нерезидентные компании.
Предлагаем методические подходы к формированию внутрифирменного стандарта по аудиту запасов, учитывающие международную и белорусскую практику. Структура разработанного нами стандарта включает семь разделов. Разработка внутрифирменного стандарта с использованием рекомендуемых методических подходов позволит повысить качество проверки операций с запасами, снизить риск, обеспечить дополнительный контроль за работой.
Если инвесторы решают принять участие в ICO, для них «выпускается» цифровая монета (на основе технологии блокчейн). Обычно они проводят выплаты денежными средствами или другой криптовалютой. Цифровые монеты содержат информацию о том, кто является инвесторами, и в официальном документе объясняется, какие выгоды получит владелец цифровых монет. Первичные размещения криптовалюты, или ICO, — относительно новое явление, и их условия могут значительно различаться.
Разрабатывая положения учетной политики на 2023 год, необходимо предвидеть сложности в экономике и самостоятельно определить преимущества и недостатки, связанные с использованием положений учетной политики, совпадающих или не совпадающих в белорусской системе учета и МСФО (IFRS), в зависимости от конкретных условий. Некоторые обязательства можно оценить лишь со значительной долей приближения. Согласно МСФО экономические субъекты учитывают эти обязательства как резервы.
В последний раз в обязательном порядке переоценка стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств в Республике Беларусь проводилась по состоянию на 1 января 2014 г. Поскольку сложившийся уровень инфляции в 2020–2021 гг. был меньше 100 %, то обязательной переоценки на 1 января 2021 г. и 1 января 2022 г. не было. Теперь же Белстат официально сообщил, что уровень инфляции в ноябре 2022 года по сравнению с декабрем 2013 г. составил 120,8 %.