+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
Самые важные изменения в сфере применения МСФО

Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
Анализ изменений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности

Анализ изменений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности |

Предметом правового регулирования Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» (далее — Закон № 210-З) является расширение круга организаций, обязанных составлять бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с МСФО, применение этих стандартов организациями банковского сектора при ведении бухучета и составлении отчетности, приведение законодательства по вопросам бухучета и отчетности в соответствие с другими законодательными актами. Далее перечислены основные новации Закона № 210-З.
Подготовка отчетности по МСФО в текущих условиях: вопросы непрерывности деятельности и выбора валютного курса

Подготовка отчетности по МСФО в текущих условиях: вопросы непрерывности деятельности и выбора валютного курса |

В данной статье рассматривается несколько важных методологических вопросов, с которыми можно столкнуться при подготовке отчетности по МСФО для компаний в текущих экономических условиях. Вопрос 1. Подготовка отчетности на основе допущения о непрерывности деятельности. Вопрос 2. Вопросы выбора курса перевода рубля.
Особенности первого применения Международных стандартов финансовой отчетности

Особенности первого применения Международных стандартов финансовой отчетности |

Для уменьшения расходов, связанных с переходом компаний на МСФО, Совет по МСФО разработал Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности», который является обязательным к применению всеми предприятиями, впервые составляющими финансовую отчетность в формате МСФО. В статье дано описание положений МСФО (IFRS) 1, которые должны быть соблюдены компаниями при первом применении МСФО, а также рассмотрено их влияние на основные этапы по переходу на МСФО.
Формирование и использование резервов согласно МСФО

Формирование и использование резервов согласно МСФО |

В структуре международных стандартов резервы занимают особое место, они формируются в различных хозяйственных ситуациях, имеют разное предназначение, что нашло отражение в содержании соответствующих стандартов. Резервы-обязательства — особый вид резервов, им посвящен МСФО (IAS) 37 «Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы». Появление и использование резервов переоценки регламентировано МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Шаблон дополнений и описание рисков: «События после отчетной даты»

Шаблон дополнений и описание рисков: «События после отчетной даты» |

В преддверии подготовки отчетности за 2022 год бухгалтеры столкнулись с непростой задачей: как корректно раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности события, которые могут произойти в ближайшее время (введение новых санкций, изменение ставки рефинансирования и др.). Предлагаем шаблон раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской и финансовой отчетности в разделе «События после отчетной даты». Хотим напомнить, что в случае нераскрытия данных событий отчетность является недостоверной и аудиторское заключение может быть модифицировано.
Использование принципов МСФО в процессе совершенствования системы управления финансами и бюджетирования на предприятии

Использование принципов МСФО в процессе совершенствования системы управления финансами и бюджетирования на предприятии |

В статье проанализирована роль формирования классификатора финансовых статей в процессе внедрения бюджетирования. Проведен сравнительный анализ статей бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств во взаимосвязи с показателями МСФО. Отмечается, что отдельные принципы составления отчетности по МСФО можно использовать для совершенствования системы управления финансами и бюджетирования на предприятиях уже сегодня.
О проблемах перехода на МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»

О проблемах перехода на МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» |

В связи с пересмотром и обновлением требований МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» дата вступления Стандарта в силу была сдвинута на 1 января 2023 г. Из всех проблем, связанных с внедрением МСФО (IFRS) 17, переходный период, безусловно, является вопросом, который сопряжен с наибольшей неопределенностью для руководства.
Особенности процедур несостоятельности и банкротства в свете нового Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности»

Особенности процедур несостоятельности и банкротства в свете нового Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности» |

13 декабря 2022 г. главой государства подписан Закон «Об урегулировании неплатежеспособности», предусматривающий существенную корректировку законодательных актов, регламентирующих институты несостоятельности и банкротства. Признается утратившим силу Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», вносятся изменения в Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы Республики Беларусь, в  Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Трансформация отчетности по МСФО

Трансформация отчетности по МСФО |

Основная проблема приведения документов в соответствие с требованиями МСФО заключается в том, что специалисты не ведут учет параллельно. Из-за этого в промежутке, выпадающем между двумя отчетными датами, нет возможности продемонстрировать текущую финансовую информацию в международном формате руководству или другим лицам. Кроме того, после трансформации данные видоизменяются — отчетность становится недостаточно точной. Риск допущения ошибки при трансформации на порядок выше, чем в случае, когда специалисты осуществляют учет параллельно в двух разных вариантах.
Неопределенные налоговые позиции: актуальность Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23

Неопределенные налоговые позиции: актуальность Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 |

Неопределенность при отражении налогов возникает, в наших условиях, постоянно, при этом существует неопределенность относительно того, признают ли наши контролирующие органы наши решения правомерным. Комитет по разъяснениям МСФО (КРМФО) в Разъяснении (IFRIC) 23 подробно описал, как признавать и оценивать отложенные и текущие активы и обязательства по налогу на прибыль в случае, если имеется неопределенность при отражении налога.
Неопределенность и риск при оценке активов в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО

Неопределенность и риск при оценке активов в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО |

В статье рассматриваются оценки активов в бухгалтерском учете, используемые в МСФО, с точки зрения понятия риска и неопределенности в экономике. Больше внимания уделено изучению справедливой стоимости и оценкам, имеющим некоторое сходство со справедливой стоимостью, таким как чистая цена продажи и ценность использования.
Справедливая стоимость основных средств организации в соответствии с МСФО

Справедливая стоимость основных средств организации в соответствии с МСФО |

При применении МСФО полученные финансовые показатели значительно отличаются от аналогичных показателей в отчетности, составленной по национальным стандартам. Объясняется это тем, что в МСФО более реалистично оценивается экономическая отдача от активов, более скрупулезно и консервативно отражаются пассивы. Но главное, это то, что при оценке активов и обязательств используется концепция справедливой стоимости.
Как правильно выбрать аналитические инструменты стратегического управленческого учета

Как правильно выбрать аналитические инструменты стратегического управленческого учета |

С позиций установления стратегических целей (деятельности экономического субъекта в отношении собственного положения на рынке; прибыльности продуктов, иных сегментов; производительности; ресурсного обеспечения; управления организацией и персоналом и др.) определены два направления стратегических оценок: внешний стратегический анализ (анализ конкурентов экономического субъекта) и внутренний анализ (анализ ресурсного потенциала экономического субъекта). В статье оценены информационные возможности стратегического управленческого учета в целях проведения анализа конкурентов, аналитическое обеспечение инструментами стратегического управленческого учета.
Преимущества применения сетевого управления затратами

Преимущества применения сетевого управления затратами |

Сетевое управление затратами предусматривает сочетание финансовых и нефинансовых критериев и показателей. Для оценки внешних факторов, влияющих на затраты, рассмотрим механизм отслеживания экономических ситуаций по виртуальным сегментам. При стратегическом управленческом учете поглощение накладных расходов вообще не является определяющим, так как роль нормативных затрат и соответствующего анализа отклонений от них концептуально снижена.
Методические подходы к интеграции систем управленческого учета, бюджетирования и сбалансированных показателей

Методические подходы к интеграции систем управленческого учета, бюджетирования и сбалансированных показателей |

Существуют полярные точки зрения. Внедрение бюджетирования как управленческой технологии побуждает предприятия заняться приведением в порядок управленческого учета. Бюджеты составляются для ЦФО, следовательно, надо разработать финансовую структуру. Не разобравшись с затратами, невозможно построить бюджеты затратных ЦФО. Нельзя достичь финансовой цели, не оптимизируя затраты. Бюджетирование — это не только составление бюджетов, но и контроль за деятельностью компании на базе отклонений «план-факт».
Полемика
Аудит

1. О дате отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогообложения в 2024 год |

Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».

2. Минфин: аудиторы снизили объем и сумму оказанных аудиторских услу |

Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.

3. Требования к раскрытию информации в новой Инструкции о порядке эмиссии ценных бумаг |

Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.

4. Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Колонка редактора

1. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).

2. Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.

3. Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.