Анализ основных требований к раскрытию информации в годовой финансовой отчетности за 2024 год |
Изменения в международных стандартах финансовой отчетности — это одна из проблем, которые возникают у компаний по мере приближения срока составления финансовой отчетности. Изменения в МСФО затрагивают не только бухгалтерский учет и раскрытие информации. Влияние значительных экономических изменений на рынке в 2024 году почувствовали на себе практически все. Многим организациям уже пришлось пересмотреть свои инвестиционные проекты и стратегию в целом. Но не нужно забывать, что еще предстоит большая работа по завершению оценки влияния экономической ситуации на годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2024 год.
Рассмотрим базовый перечень требований к раскрытию информации согласно стандартам МСФО в годовой финансовой отчетности за 2024 год с возможностью досрочного применения стандартов, принятых, но еще не вступивших в силу по состоянию на 31 декабря 2024 г. (за исключением МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности» и МСФО (IFRS) 19 «Дочерние организации без обязательства отчитываться публично: раскрытие информации»).
Название |
Статус для отчетного периода, равного 12 месяцам, закончившимся 31 декабря 2024 года |
Дата выпуска первоначальной редакции стандарта |
Дата вступления в силу (годовые периоды, начинающиеся на указанную дату или после нее) |
Вступают в силу для годовых (и соответствующих промежуточных) периодов, заканчивающихся 31 декабря 2024 года |
|||
Поправки к МСФО (IFRS) 16 — «Обязательство по аренде в операции продажи с обратной арендой» |
Обязателен к применению |
Сентябрь 2022 года |
1 января 2024 года |
Поправки к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных» (включая поправку к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных — перенос даты вступления в силу», выпущенную в июле 2020 года) |
Обязателен к применению |
Январь 2020 года |
1 января 2024 года |
Поправки к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами» |
Обязателен к применению |
Октябрь 2022 года |
1 января 2024 года |
Поправки к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7 — «Соглашения о финансировании поставок» |
Обязателен к применению |
Май 2023 года |
1 января 2024 года |
Вступают в силу для годовых (и соответствующих промежуточных) периодов, заканчивающихся после 31 декабря 2024 года |
|||
Поправки к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28 — «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием» |
Допускается досрочное применение |
Сентябрь 2014 года |
См. Пояснение 1 |
Поправки к МСФО (IAS) 21 — «Отсутствие возможности обмена валют» |
Допускается досрочное применение |
Август 2023 года |
1 января 2025 года |
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности» |
Допускается досрочное применение |
Апрель 2024 года |
1 января 2027 года См. Пояснение 2 |
МСФО (IFRS) 19 «Дочерние организации без обязательства отчитываться публично: раскрытие информации» |
Допускается досрочное применение |
Май 2024 года |
1 января 2027 года См. Пояснение 3 |
Поправки к МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 9 — «Поправки к классификации и оценке финансовых инструментов» |
Допускается досрочное применение |
Май 2024 года |
1 января 2026 года См. Пояснение 4 |
«Ежегодные усовершенствования стандартов финансовой отчетности МСФО — том 11» |
Допускается досрочное применение |
Июль 2024 года |
1 января 2026 года См. Пояснение 5 |
Существенное влияние на отчетность 2024 года могут оказать показатели активов организации, по которым в качестве возмещаемой суммы актива необходимо учитывать их ценность использования. Ценность использования актива определяется в случаях, когда отсутствует основа для надежной оценки цены, по которой проводилась бы обычная операция по продаже актива между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях (например, это может быть специализированное / нестандартное / не серийное оборудование).
Организации, в общем порядке, должны на 31.12.2024 года оценить, нет ли каких-либо признаков обесценения активов. Пункт 12 МСФО 36 «Обесценение активов» прописывает при оценке наличия признаков возможного обесценения активов, помимо прочего, обязательное рассмотрение влияния повышения процентных ставок (или иных рыночных норм доходности инвестиций в совокупности с экономическими, рыночными изменениями) на вероятность их существенного влияния на ставку дисконтирования, используемую при расчете ценности использования актива. Особенно этот момент будет чувствительным для организаций, активно привлекающих внешние заимствования.
Пояснение 1
В декабре 2015 года Совет по МСФО отложил вступление в силу поправок к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28 — «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием» на неопределенный период до завершения своего исследовательского проекта по методу долевого участия.
Пояснение 2
9 апреля 2024 года Совет по МСФО выпустил новый стандарт МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности», который заменит МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». МСФО (IFRS) 18 содержит три основных группы требований:
1. МСФО (IFRS) 18 вводит требования о классификации статей доходов и расходов в отчете о прибыли или убытке по категориям, соответствующим виду деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая, в отдельные категории выделены налоги на прибыль и прекращенная деятельность. Также МСФО (IFRS) 18 требует, чтобы все организации представляли новые промежуточные итоги, включая показатели прибыли или убытка от операционной деятельности и прибыли или убытка до финансовой деятельности и налогов на прибыль.
2. МСФО (IFRS) 18 вводит требования к раскрытию определенных руководством показателей результатов деятельности (включая сверку таких показателей с наиболее сопоставимыми итогами и промежуточными итогами в отчете о прибыли или убытке либо показателями, напрямую требуемыми стандартами финансовой отчетности МСФО).
3. МСФО (IFRS) 18 содержит расширенное руководство по организации информации, а также тому, представлять ли ее в основных финансовых отчетах или в примечаниях. Также МСФО (IFRS) 18 предусматривает отдельные изменения, касающиеся отчета о движении денежных средств, и некоторые другие изменения.
МСФО (IFRS) 18 применяется ретроспективно. Применительно к сравнительному периоду, непосредственно предшествующему тому, в котором МСФО (IFRS) 18 применяется впервые, организация должна раскрыть в своей годовой финансовой отчетности сверку по каждой строке в отчете о прибыли или убытке между:
§ пересчитанными суммами, представляемыми с применением МСФО (IFRS) 18; и
§ суммами, ранее представленными с применением МСФО (IAS) 1.
Несмотря на то, что действие МСФО (IFRS) 18 не распространяется на структуру и содержание сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО (IAS) 34, при подготовке сокращенной промежуточной финансовой отчетности в первый год применения МСФО (IFRS) 18 организации должны включить в такую отчетность все заголовки, которые они предполагают использовать в отчетности при применении данного стандарта, и промежуточные итоги, требуемые пунктами 69–74 МСФО (IFRS) 18. В таком случае организации не применяют положения пункта 10 МСФО (IAS) 34, требующие, чтобы сокращенная промежуточная финансовая отчетность включала все заголовки и промежуточные итоги, которые были включены в их последнюю годовую финансовую отчетность, а дополнительные статьи отчетности включались, если их отсутствие приведет к тому, что сокращенная промежуточная финансовая отчетность будет вводить пользователей в заблуждение.
Также МСФО (IFRS) 18 предусматривает требование представить в сокращенной промежуточной отчетности в первый год применения данного стандарта сверку сравнительных данных отчета о прибылях и убытках за непосредственно предшествующие сравнительные периоды, соответствующие текущему периоду и текущему периоду нарастающим итогом.
Пояснение 3
8 мая 2024 года Совет по МСФО выпустил новый стандарт МСФО (IFRS) 19 «Дочерние организации без обязательства отчитываться публично: раскрытие информации», в соответствии с которым определенные организации могут применять упрощенные требования к раскрытию информации в своей финансовой отчетности.
Организация может принять решение о применении МСФО (IFRS) 19 в своей консолидированной, отдельной или индивидуальной финансовой отчетности, если на конец отчетного периода:
§ она является дочерней организацией;
§ она не имеет обязанности отчитываться публично (подробнее см. пункты 11–12 МСФО (IFRS) 19); и
§ у нее есть конечная или промежуточная материнская организация, которая подготавливает консолидированную финансовую отчетность, находящуюся в открытом доступе, которая соответствует стандартам финансовой отчетности МСФО.
Организация, принимающая решение о применении МСФО (IFRS) 19, применяет требования других стандартов финансовой отчетности МСФО, за исключением требований к раскрытию информации. В отношении раскрытия информации организация применяет требования МСФО (IFRS) 19 вместо требований других стандартов.
Организация, финансовая отчетность которой соответствует стандартам финансовой отчетности МСФО и требованиям МСФО (IFRS) 19, должна сделать явное и однозначное заявление о таком соответствии в примечаниях.
Пояснение 4
30 мая 2024 года Совет по МСФО выпустил поправки к МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7 «Поправки к классификации и оценке финансовых инструментов». Поправки предусматривают следующие основные изменения:
1. Поправки разъясняют, что признание финансового обязательства прекращается на дату расчетов, которая является датой, на которую обязательство погашается, поскольку предусмотренная договором обязанность исполнена, аннулирована или прекращена по истечении срока, либо обязательство соответствует требованиям для прекращения признания по другим причинам. Для расчетов с использованием электронной платежной системы вводится возможность выбора учетной политики, при которой финансовое обязательство можно считать исполненным до даты расчетов при соблюдении определенных условий.
2. Поправки разъясняют, как оценить, являются ли предусмотренные договором денежные потоки исключительно платежами в счет основной суммы долга и процентов на непогашенную часть основной суммы долга для финансовых активов, характеристики которых связаны с целевыми показателями в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления или с другими условными событиями.
3. Поправки разъясняют понятия:
§ финансовых активов, обладающих характеристиками, не предусматривающими право регресса,
§ инструментов, связанных договором.
4. Поправки содержат дополнительные требования к раскрытию информации в отношении:
§ инвестиций в долевые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход;
§ условных событий, которые влияют на предусмотренные договором денежные потоки по финансовым активам и обязательствам, оцениваемым по амортизированной стоимости, или финансовым обязательствам, оцениваемым по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.
Пояснение 5
18 июля 2024 года Совет по МСФО выпустил документ «Ежегодные усовершенствования стандартов финансовой отчетности МСФО — том 11», который содержит следующие поправки:
§ поправки к МСФО (IFRS) 1 — «Учет хеджирования организацией, впервые применяющей МСФО»;
§ поправки к МСФО (IFRS) 7 — «Прибыль или убыток при прекращении признания»;
§ поправки к Руководству по внедрению МСФО (IFRS) 7 — «Введение»;
§ поправки к Руководству по внедрению МСФО (IFRS) 7 — «Раскрытие информации об отложенной разнице между справедливой стоимостью и ценой сделки»;
§ поправки к Руководству по внедрению МСФО (IFRS) 7 — «Раскрытие информации о кредитном риске»;
§ поправки к МСФО (IFRS) 9 — «Прекращение признания обязательств по аренде»;
§ поправки к МСФО (IFRS) 9 — «Цена сделки»;
§ поправки к МСФО (IFRS) 10 — «Определение “агента де-факто”»;
§ поправки к МСФО (IAS) 7 — «Учет по первоначальной стоимости».
Перечисленные поправки содержат различные улучшения (преимущественно уточнения формулировок для повышения понятности, а также последовательности используемых терминов), относящиеся к разным аспектам применения стандартов. Несмотря на то, что данные поправки затрагивают отдельные узкие аспекты применения того или иного стандарта, организации необходимо проанализировать учетную политику на предмет необходимости изменений при первом применении данных поправок.
Принятые сокращения:
ДП (Досрочное применение) — пункт, применимый только в случае, если организация досрочно применила какой-либо стандарт (включая поправки к стандартам);
ПП (Первое применение) — пункт, применимый впервые в этом году для всех организаций в связи с вступлением в силу какого-либо стандарта (включая поправки к стандартам);
Нов (Новый) — пункт, который был добавлен в перечень в связи с вступлением в силу или в связи с досрочным применением какого-либо стандарта (включая поправки к стандартам);
Изм (Измененный) — пункт, который был изменен в сравнении с предыдущей редакцией стандарта в связи с вступлением в силу или в связи с досрочным применением каких-либо стандартов (включая поправки к стандартам);
Н/о (Необязательный) — требования рекомендательного характера.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь