Страновые отчеты материнских компаний для подготовки отчетности участниками международных групп компаний по запросам налоговых органов |
Обратите внимание, что у налоговых органов есть право запрашивать Страновые отчеты в рамках механизма вторичной подачи у резидентов — участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами государств, которые ранее были включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по обмену налоговой отчетностью. В статье приведен анализ новых требований к налоговым резидентам России и их материнским компаниям из недружественного списка стран. Предполагаем, что ситуация для налоговых резидентов Беларуси (участников МГК с недружественными странами) будет развиваться в схожем ключе.
20 декабря 2024 г. был опубликован Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@ (далее — Приказ), утверждающий новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами (далее — Перечень). Приказ вступил в силу 31 декабря 2024 г.
Утвержденный Перечень в отличие от предыдущего, который был утвержден Приказом ФНС России от 20.12.2022 № ЕД-7−17/1226@, включает 45 государств и 10 территорий.
Исключены все 27 стран — членов Европейского Союза (далее — ЕС), а именно: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Добавлены 5 государств — Албания, Доминиканская Республика, Камерун, Мавритания и Папуа Новая Гвинея, а также 2 территории — Монтсеррат и Фарерские острова.
Последствия для налогоплательщиков
С момента вступления Приказа в силу у ФНС России появились законодательные основания запрашивать Страновые отчеты напрямую у российских участников иностранных международных групп компаний (далее — МГК) в рамках механизма вторичной подачи в связи с отсутствием возможности получить Страновые отчеты, подготовленные материнскими компаниями таких МГК, в рамках автоматического обмена от налоговых органов стран, не включенных в Перечень.
Важно также помнить, что у ФНС России еще в начале 2024 года появилось право запрашивать Страновые отчеты в рамках механизма вторичной подачи у российских участников МГК, чьи материнские компании являются резидентами государств, которые в январе 2024 года были включены в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по такому обмену (т. е. Австралии, Норвегии, Японии и Бермуд, а также всех стран — членов ЕС, кроме Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Хорватии, Чехии и Эстонии).
Теперь же отношения по автоматическому обмену с налоговыми органами всех стран — членов ЕС полностью прекращены, в связи с чем российские налогоплательщики — участники МГК, чьи материнские компании являются резидентами стран ЕС, могут регулярно получать от ФНС России требования о предоставлении Страновых отчетов за периоды, начиная с 2023 года, которыми налоговые органы, при сохранении отношений по автоматическому обмену, были бы обязаны обменяться не позднее 31 марта 2025 г.
Несмотря на отсутствие дополнительных разъяснений касательно отчетных периодов, в отношении которых будет применяться новый Перечень, в связи с принятием упомянутого выше перечня государств (территорий), которые допускают систематическое неисполнение обязательств по обмену Страновыми отчетами, мы понимаем, что ФНС России может также запрашивать Страновые отчеты в случае, если они фактически не были получены ФНС России в рамках автоматического обмена, за:
§ 2020 год — автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2022 г.;
§ 2021 год — автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2023 г.;
§ 2022 год — автоматический обмен должен был произойти не позднее 31 марта 2024 г.
В случае если ФНС России фактически не обменялась Страновыми отчетами за указанные периоды с налоговыми органами Австралии, Норвегии, Японии, Бермуд и стран ЕС, у компаний — резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, возникают дополнительные обязательства по представлению Страновых отчетов за данные периоды в рамках механизма вторичной подачи в налоговые органы указанных государств. Также обращаем внимание, что формат представления Странового отчета в различных юрисдикциях может существенно различаться.
В связи с этим в случае присутствия МГК в данных юрисдикциях необходимо провести детальный анализ законодательства таких государств в целях выявления наличия обязанности по представлению Странового отчета, формата и сроков его представления, а также способов подачи и размера штрафных санкций в случае его непредставления / представления недостоверных сведений.
Напоминаем, что в случае получения запроса от ФНС России налогоплательщику необходимо подготовить и подать Страновой отчет в течение срока, указанного в запросе, который не может составлять менее трех месяцев со дня получения такого запроса, в электронном формате в соответствии с требованиями к подготовке XML-схемы Странового отчета, установленными Приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7−17/123@.
Выводы
Таким образом, теперь ФНС России имеет право запрашивать Страновые отчеты в отношении отчетных периодов, начиная с 2020 года, у российских компаний, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами государств, которые:
§ не включены в Перечень (все страны ЕС, США, Великобритания, Швейцария и т. д.);
§ включены и в данный Перечень, и в перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами, утвержденный Приказом ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/915@ (Австралия, Норвегия, Япония и Бермуды).
Важно отметить, что у резидентов данных государств, являющихся участниками МГК, чьи материнские компании или уполномоченные участники являются резидентами РФ, также могла возникнуть обязанность по подаче Странового отчета в налоговые органы таких государств в рамках механизма вторичной подачи в отношении как прошлых (в случае, если российские налоговые органы ранее фактически не обменялись Страновыми отчетами с налоговыми органами таких государств в рамках автоматического обмена), так и будущих отчетных периодов.
Обращаем внимание, что законодательством некоторых иностранных юрисдикций представление Страновых отчетов в рамках механизма вторичной подачи может быть предусмотрено в обязательном порядке (как правило, в течение 12 месяцев с даты окончания отчетного периода), а не по требованию налоговых органов, как установлено НК РФ.
При этом законодательством иностранных государств также могут быть предусмотрены значительные штрафы за несоблюдение законодательства и непредставление Страновых отчетов в установленные сроки. Например, штраф за непредставление Странового отчета в Нидерландах может достигать 1 030 000 евро.
Рекомендации участникам иностранных МГК:
§ внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли материнские компании или уполномоченные участники МГК, участниками которых они являются, резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
§ заранее связаться с материнскими компаниями МГК с целью проинформировать их и получить от них Страновой отчет, подготовленный в юрисдикции присутствия материнской компании МГК;
§ в случае, если материнская компания МГК отказывается или не может предоставить Страновой отчет российскому участнику МГК, подготовить документально подтвержденное обоснование отсутствия возможности у такого участника представить Страновой отчет по запросу ФНС России;
§ собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в российские налоговые органы;
§ заранее подготовить Страновой отчет в формате XML в соответствии с российскими требованиями, которые существенно отличаются от требований других юрисдикций, в целях своевременной подачи Странового отчета в ФНС России.
Российским материнским компаниям МГК, чьи участники являются резидентами иностранных государств:
§ внимательно проанализировать положения Приказа на предмет того, являются ли участники МГК резидентами иностранных государств (территорий), не включенных в Перечень;
§ проанализировать положения законодательства иностранного государства, не включенного в Перечень, резидентом которого является участник МГК, на предмет наличия требования о вторичной подаче Странового отчета, условий, при которых такой отчет должен представляться, формата и сроков его представления, а также способов электронной подачи (через интернет-порталы налоговых органов и т. д.);
§ собрать дополнительную информацию, отсутствующую в Страновом отчете российской материнской компании МГК и необходимую для успешной подготовки и подачи Странового отчета в рамках механизма вторичной подачи в иностранные налоговые органы;
§ заранее подготовить Страновой отчет в соответствии с требованиями иностранного законодательства, которые могут существенно отличаться от требований российского законодательства.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь