+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
МСФО (IFRS) 18: меняется порядок представления чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках и раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности

МСФО (IFRS) 18: меняется порядок представления чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках и раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности |

МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» вступит в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 г. с возможностью досрочного применения, и заменит ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Рекомендуем изучить МСФО (IFRS) 18 заранее, особенно с учетом того, что потребуются значительные изменения систем и процессов сбора информации, необходимой для подготовки финансовой отчетности по МСФО.
Отчетность, стандарты и налоговое планирование

Отчетность, стандарты и налоговое планирование |

ОЕСР проводит консультации по дополнительному руководству, касающемуся применения п. 7 Плана действий BEPS (против размытия налоговой базы и перемещения прибыли), который носит заголовок «Предотвращение применения схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства». Данное руководство в дальнейшем будет использоваться как основа для национальных правил, регулирующих отнесение прибылей к постоянным представительствам.
Раскрытие выручки по стандарту от FASB — трудности, которые нельзя игнорировать

Раскрытие выручки по стандарту от FASB — трудности, которые нельзя игнорировать |

Для компаний, зарегистрированных в SEC и обязанных представлять отчетность в США, новые требования актуальны уже в случае с отчетностью за первый квартал 2018 года. И многие из них уже поняли, что начать подготовку им следовало бы заранее, потому что все не так просто, как казалось поначалу. Приводим примерный список самых непростых областей применения нового стандарта по признанию выручки, с которыми у многих возникают проблемы.
Переход на МСФО: проблемы, вызовы и пути для белорусских организаций

Переход на МСФО: проблемы, вызовы и пути для белорусских организаций |

Далеко не на всех предприятиях гипотетические преимущества перехода на новую систему учета перевесят все «против», связанные прежде всего с существенными затратами по обучению персонала, оплате консультационных услуг, модернизации программного обеспечения и первичному переводу отчетности в формат МСФО. Основными препятствующими факторами являются как раз таки не технические, а культурные вопросы, ментальные модели, правовые аспекты, образовательные потребности и политические влияния.
Новое во взаимодействии аудитора и аудируемого лица при аудите по МСА

Новое во взаимодействии аудитора и аудируемого лица при аудите по МСА |

Применение аудиторами МСА принесло ряд изменений как для них самих, так и для их клиентов. Как определяются ключевые вопросы аудита и какая информация раскрывается по ним в аудиторском заключении? Какие дополнительные обязанности появились у аудитора в части взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и о чем он должен их информировать?
Факторы или показатели изменений кредитного риска

Факторы или показатели изменений кредитного риска |

Аналогично оценке ожидаемых кредитных убытков, оценивая значительное увеличение кредитного риска, организация должна учитывать всю обоснованную и приемлемую информацию, которая доступна без чрезмерных затрат или усилий и которая уместна для отдельного финансового инструмента, портфеля, частей портфеля и групп портфелей. Совет по МСФО отмечает, что не хотел предписывать конкретный или механистический подход к оценке изменений кредитного риска, а также, что подход будет варьироваться в зависимости от сложности структуры организаций, финансового инструмента и наличия данных. Важно подчеркнуть, что оценка значительного увеличения кредитного риска зачастую подразумевает многофакторный и целостный анализ. Важность и уместность каждого конкретного фактора будет зависеть от типа продукта, характеристик финансовых инструментов, заемщика и географического региона. Указания, содержащиеся в стандарте, уточняют, что в некоторых случаях доступной описательной и нестатистической количественной информации может быть достаточно для определения того, что финансовый инструмент выполнил критерий для признания ожидаемых кредитных убытков на протяжении срока инструмента.

Контрольный перечень информации, раскрываемой согласно МСФО

Контрольный перечень информации, раскрываемой согласно МСФО |

Организация должна применять МСФО (IFRS) 9 (в редакции 2014 года) в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты. Однако в отношении годовых периодов, начинающихся до 1 января 2018 г., организация может применять более ранние редакции МСФО (IFRS) 9 вместо применения МСФО (IFRS) 9 (в редакции 2014 года), но только в том случае, если соответствующая дата первоначального применения приходится на период до 1 февраля 2015 г. В декабре 2015 г. Совет по МСФО отложил вступление в силу поправок к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28 «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием» на неопределенный период до завершения своего исследовательского проекта по методу долевого участия.

Повышение эффективности раскрытия информации

Повышение эффективности раскрытия информации |

Термины «избыточное раскрытие информации» и «сокращение избыточной информации» описывают актуальную проблему, существующую в сфере представления финансовой отчетности, которая вышла на первый план для Совета по Международным стандартам финансовой отчетности, национальных органов, разрабатывающих стандарты, и контролирующих органов. Увеличение объема и сложности информации, раскрываемой в финансовой отчетности, также беспокоит ее составителей и, что более важно, пользователей финансовой отчетности. Несмотря на отсутствие официального определения термина «избыточное раскрытие информации», дискуссии и дебаты между заинтересованными в этой проблеме сторонами выявили три наиболее широко обсуждаемые темы: формат или структура финансовой отчетности, увязка финансовой отчетности с особенностями конкретных компаний и существенность.

Как подготовить консолидированную отчетность по МСФО

Как подготовить консолидированную отчетность по МСФО |

Многие компании представляют собой холдинги, состоящие из большого количества отдельных юридических лиц. Это предполагает подготовку консолидированной отчетности, то есть составление финансовой отчетности группы как единой компании. Составление консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами регламентируется
МСФО/IAS 27 «Отдельная финансовая отчетность» и IFRS 3 «Объединение предприятий». 
Как учитывать запасные части по IFRS

Как учитывать запасные части по IFRS |

Существует два основных вопроса, касающихся учета запасных частей и аналогичных предметов: 1. Должны ли запасные части признаваться и представляться в финансовой отчетности как основные средства (PPE) или же как запасы? 2. Как должны амортизироваться запасные части, которые являются частью PPE? Давайте рассмотрим оба вопроса.

Закрытие 2016 года: актуальные рекомендации

Закрытие 2016 года: актуальные рекомендации |

Составители финансовых отчетов могут сталкиваться с разнообразными вызовами в зависимости от той среды, в которой им приходится существовать. Кроме того, соблюдение требований стандартов по учету будет продолжать оставаться обязательным с применением значимых суждений аудиторов. Данное специальное пособие МСФО посвящено некоторым из вышеуказанных тем по состоянию на декабрь 2016 г., которые считаются потенциальными областями регулирования и развития в МСФО.

Основные темы Глобального форума составителей отчетности

Основные темы Глобального форума составителей отчетности |

Отдельной темой было обесценение гудвилла. Члены консультативной группы высказали идеи по поводу возможного упрощения теста на обесценение гудвилла в IAS 36, в частности освобождение от ежегодного тестирования, улучшение методологии использования концепции ценности от использования (value in use), разработка дополнительного руководства по распределению гудвилла и подход одной-единственной модели.
Изменения для отчетности за 2016 год

Изменения для отчетности за 2016 год |

При подготовке отчетности необходимо учитывать нововведения «Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации». Суть их в том, что материнская организация, признаваемая инвестиционной, освобождается от представления консолидированной финансовой отчетности, если она оценивает все свои дочерние организации по справедливой стоимости через прибыль или убыток (предусмотрено поправкой МСФО (IFRS) 10).
Применение международных стандартов аудита в Республике Беларусь: проблемы и пути решения

Применение международных стандартов аудита в Республике Беларусь: проблемы и пути решения |

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, аудируется в соответствии с Международными стандартами аудита. Однако в Республике Беларусь соблюдение данного условия обозначило ряд проблем. Некоторые из них рассмотрим в данной публикации.
Первый отчетный год для консолидированной финансовой отчетности впервые созданного экономического субъекта

Первый отчетный год для консолидированной финансовой отчетности впервые созданного экономического субъекта |

Первый отчетный год не определен ни законодательством Беларуси, ни документами МСФО. Согласно п. 36­–37 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» допустимо составление отчетности за период, превышающий (меньше) календарный(ого) год(а). Согласно закону «О бухгалтерском учете и отчетности» первым отчетным годом является период с даты госрегистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если не предусмотрено иное. При этом если госрегистрация субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты госрегистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом госрегистрации, включительно. Эти нормы специалисты предлагают применять и в отношении консолидированной финансовой отчетности.

Практические аспекты раскрытия информации о связанных сторонах

Практические аспекты раскрытия информации о связанных сторонах |

На первый взгляд, МСФО (IAS) 24 довольно прост и не должен вызвать трудностей у составителей отчетности. Однако в практике наших компаний он является одним из наиболее сложных в применении. Разберемся, какие вопросы возникают с использованием данного стандарта, и дадим практические советы по подготовке примечания по связанным сторонам. Целью МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» является донести до пользователей финансовой отчетности факт наличия связанных сторон и подробности их взаимоотношений с предприятием. Стандарт требует раскрыть характер и суммы данных операций за отчетный период и выделить те операции, которые проводились на нерыночной основе, если такие операции имели место. Таким образом, финансовая отчетность предприятия должна включать раскрытие информации, необходимой для привлечения внимания к возможности влияния связанных сторон на отчетность. Раскрытие, как правило, делается в одном из последних примечаний к отчетности.

Полемика
Аудит

1. О порядке постановки на учет иностранных организаций из ЕАЭС. Официальное разъяснение Федеральной налоговой службы Российской Федерации |

Согласно новому порядку место реализации товаров при электронной торговле товарами определяется на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 147 Кодекса. Территория Российской Федерации признается местом реализации товаров, если товар ЕАЭС, реализуемый посредством электронной торговой площадки продавцом государства — члена ЕАЭС, в момент получения его покупателем — физическим лицом находится на территории Российской Федерации. При этом под электронной торговой площадкой понимается информационная система, функционирующая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Об изменениях законодательства по вопросам соцстрахования и пенсионного обеспечения |

В профильной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится на рассмотрении проект Закона об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3. Оценка имеющихся методик риск-менеджмента и внутреннего контроля |

Оценка имеющихся методик риск-менеджмента и внутреннего контроля (COSO, FERMA, ISO и др.) показала, что модели внутреннего контроля и риск-менеджмента COSO, сосредоточенные на процессных риск-менеджменте и контроле, описывают их наиболее последовательно. В то же время в них не вполне учтена первичность внутреннего контроля по отношению к рискам. В документах имеются противоречия по вопросу приоритетности рисков и контроля, что осложняет нашу работу.

4. Контрольно-надзорную деятельность отрегулируют новым указом |

Проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства. Планируется ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера.
Колонка редактора

1. Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года |

Не успели компании отчитаться за 2023 финансовый год, как уже наступила пора составлять промежуточную финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Напомним, что ключевым смыслом МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» является то, что в такой отчетности должны раскрываться только существенные данные и изменения по сравнению с информацией, представленной в предшествующей годовой финансовой отчетности.

2. ESG-профиль поставщика: почему важна отчетность МСФО (IFRS) S1 и МСФО (IFRS) S2 |

Принимая как факт, что 80 % товаров во внешнеторговом обороте проходят через глобальные цепочки поставок, крупные компании все чаще обязаны проводить комплексную проверку в сфере устойчивого развития их цепочки создания стоимости. Из этого следует, что оценка ESG-профиля поставщиков и учет неблагоприятных влияний их деятельности представляют собой важные рычаги создания стоимости.

3. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).