+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
Расчет существенности в аудите для компаний, работающих в различных сферах, на примере финансовой отчетности

Расчет существенности в аудите для компаний, работающих в различных сферах, на примере финансовой отчетности |

Как оказалось, на практике многие используют разные подходы к расчету Общей существенности для отчетности в целом. Некоторые аудиторские организации закрепляют в локальных актах методологию, которая базируется на нескольких строках отчетности (выручка, валюта баланса и др., всего 5), которые умножаются на определенные, уже установленные для этих строк проценты.
МСФО 9: критерии и классификация банковских гарантий, SPPI тестирование и кредиты

МСФО 9: критерии и классификация банковских гарантий, SPPI тестирование и кредиты |

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» – революционно новый для банков стандарт. МСФО 9 содержит ряд принципиальных отличий по сравнению с ранее действовавшим стандартом в части классификации и оценки финансовых инструментов, обесценения финансовых активов, а также учета хеджирования. Главным отличием является необходимость формирования резервов под обесценение финансовых активов на основании ожидаемых убытков. Приводим ответы на наиболее "злые" вопросы методологии.

Азы применения НСБУ № 74 «Финансовые инструменты» в вопросах и ответах

Азы применения НСБУ № 74 «Финансовые инструменты» в вопросах и ответах |

Постановлением Минфина Беларуси от 22.12.2018 № 74 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» внесены изменения в ряд нормативных актов. НСБУ № 74 вступило в силу с 01.01.2019, а это значит, что некоторые аспекты следует немедленно учесть в учетной политике. Рассмотрим более подробно некоторые аспекты для информационно-аналитического обеспечения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в части финансовых инструментов.

Корректировки учета внеоборотных активов. Структурируем процесс

Корректировки учета внеоборотных активов. Структурируем процесс |

В данной статье мы предлагаем рассмотреть порядок расчета корректировок по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы», субсчет 08.1.1 «Приобретение внеоборотных активов». На условном примере покажем, как максимально продуктивно можно использовать стандартные отчеты «Обороты счета» и «Обороты между субконто» из привычной для многих 1С. Целью нашего расчета являются: 1. Расчет суммы корректировок по учету вложений во внеоборотные активы. 2. Вспомогательный расчет, содержащий информацию о распределении стоимости внеоборотных активов (по МСФО) на объекты основных средств. 3. Вспомогательный расчет, содержащий информацию о распределении стоимости внеоборотных активов (по МСФО) на объекты строительства.


МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы

МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы |

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления», которое вступило в силу с 12.02.2019. Теперь пора изучать МСФО ОС и начать предлагаем с наиболее существенных расхождений между существующим бухучетом госсектора и МСФО ОС. Различия можно выделить по группам: понятия, методологические принципы, способы учета и составления отчетности. Первоочередное существенное отличие заключается в разных подходах к определению базовых принципов отражения фактов хозяйственной жизни. Порядок отражения фактов в госсекторе Беларуси основан на принципе преобладания юридической формы хозопераций над их экономической сущностью. Такое представление накладывает ограничения на анализ отчетности по НСБУ, поскольку экономическое состояние организации может существенно расходиться с данными первичных документов.
IFRS 17: еще четыре потенциальных изменения

IFRS 17: еще четыре потенциальных изменения |

Совет по МСФО обсуждает 4 проблемных вопроса из «списка 25» как вероятные изменения в стандарт МСФО (IFRS 17) «Договоры страхования». Суть: изменить охват страховых договоров стандартами IFRS 17 и IFRS 9 — если единственный элемент страхования в договоре касается урегулирования части или всех обязательств по договору, нужно чтобы организации могли применять или IFRS 17, или IFRS 9 для учета таких договоров.
Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG

Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.
Список действующих стандартов МСФО с учетом ретроспективного применения

Список действующих стандартов МСФО с учетом ретроспективного применения |

Предлагаем вам в контрольном состоянии список действующих стандартов МСФО (IAS и IFRS) на 1 января 2019 года с учетом ретроспективного применения. Для новичков, напомним, что МСФО это набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой не только внешним пользователям для принятия ими решений в отношении предприятия, но и для построения управленческого учета, грамотного принятия решений и развития бизнеса. Цель — сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчетности, улучшить качество и сопоставимости информации, унификации стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний внутри страны и на международном уровне. 

О подходах к внедрению СМФО ОС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси

О подходах к внедрению СМФО ОС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси |

IPSAS фактически стали международными ориентирами для оценки практики учета в публичном секторе во всем мире. По этим причинам IPSAS заслуживает внимания как лиц, определяющих политику в области бухгалтерского учета, так и практиков. Изначально присущая бухгалтерскому учету как «языку бизнеса», коммуникативная функция передачи и интерпретации информации о финансово-хозяйственной деятельности значительно возрастает на данном этапе развития экономических отношений. Цель стандартов общего назначения состоит в предоставлении информации для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не в состоянии требовать обновления отчетности в соответствии с их потребностями. Пользователями финансовой отчетности общего назначения являются налогоплательщики, социальные институты, кредиторы, поставщики, средства массовой информации.
Представление и раскрытие информации в первой отчетности по МСФО

Представление и раскрытие информации в первой отчетности по МСФО |

Рассмотрим основные особенности подготовки раскрытия информации отчетности при первом применении международных стандартов финансовой отчетности. Определим виды информации, которая подлежит раскрытию. Обращаем внимание на основной перечень форм отчетности, которые обязательно должны быть представлены в первой отчетности по МСФО.
Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Рекомендации по составлению нефинансовой отчетности: элемент «Корпоративная социальная ответственность»

Рекомендации по составлению нефинансовой отчетности: элемент «Корпоративная социальная ответственность» |

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это способ организации деятельности, при котором компании придерживаются принципов деловой этики и делают социально, экологически и экономические значимые вещи сверх того, чего от них требуют действующие нормы законодательства. Стратегия КСО должна насаждаться «сверху», исходить из совета директоров и распространяться на все корпоративные уровни, а не сводиться только лишь к голословному утверждению на корпоративном сайте. Обмануть людей вряд ли получится, а негативный эффект от осознания ими, что все утверждения были не более чем фикцией, является очень разрушительным.

Как применять новый  МСФО (IFRS) 16 Аренда (Leases) в 2019

Как применять новый МСФО (IFRS) 16 Аренда (Leases) в 2019 |

Специалисты в области международных стандартов уже убедились, что МСФО (IFRS) 16 по сравнению с МСФО (IAS) 17 «Аренда» в корне меняет отражение в финансовой отчетности именно операционного лизинга, поскольку в соответствии с новыми правилами арендаторам необходимо выводить активы из забалансового учета и показывать такое имущество на балансе арендатора. Другими словами, арендаторам больше не разрешается регистрировать все расходы по операционной аренде в отчете о прибыли или убытках, но им необходимо будет признать обязательство по такой аренде и право пользования активом в отчете о финансовом положении. В предлагаемой статье проводится иллюстрация применения полного ретроспективного подхода и модифицированного ретроспективного подхода согласно положениям IFRS 16. 

Резерв по выводу объектов основных средств из эксплуатации по МСФО

Резерв по выводу объектов основных средств из эксплуатации по МСФО |

Когда организация приобретает определенные виды долгосрочных активов, она иногда обязана вывести такие объекты из эксплуатации после окончания срока их полезного использования и восстановить находящийся под ними участок земли.
Представление финансовых инструментов согласно IAS 32

Представление финансовых инструментов согласно IAS 32 |

Учитывая неоднозначность восприятия самих финансовых инструментов в Беларуси вследствие как полного отсутствия таковых в финансовой отчетности большинства белорусских организаций, так и проблем в их представлении в финансовой отчетности из-за их специфики, данная статья посвящена изложению основ понятий финансовых инструментов и их представлению в финансовой отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации

Консолидированная финансовая отчетность в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации |

Каждая организация должна выбирать и применять положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В МСФО (IAS) 8 установлена иерархия источников официальных указаний по вопросам финансовой отчетности, которые принимаются во внимание руководством при отсутствии МСФО, непосредственно применимого к какой-либо статье.
Полемика
Аудит

1. Нарушения в расчете уровня существенности при планировании и оценке неустраненных искажений, выявленных в ходе аудита |

Предлагаем вашему вниманию комментарий Аудиторской палаты, подготовленный по материалам проверок аудиторских предприятий и индивидуальных предпринимателей по итогам 2024 года. Обращаем ваше внимание на важность соблюдения требований национальных правил и МСА. 02.11.2025 вступили в силу новые национальные правила аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и фактов несоблюдения законодательства».

2. При наличии признаков обесценения организация не применяла положения об обесценении активов |

Допустим, есть организация, которая не применяла положения об обесценении активов. Аудиторы особенно не придирались, удовлетворялись письмами о том, что признаков обесценения не выявлено. А признаки такие были. Притом по всему спектру (ВНА, запасы, финансовые вложения). И вот теперь организация хочет навести порядок и признать обесценение. Но по факту оно не сегодня произошло, и хотелось бы признать это ошибкой прошлых лет (ошиблись, не осознали, проводили тестирование с нарушением).

3. Как усилить внутренний аудит с помощью процессной аналитики? |

Внутренний аудит сталкивается с новыми вызовами: бизнес-процессы в компаниях становятся сложнее, ИТ-среда — многоуровневой, а время на проверку сокращается. При этом бизнес ждет от аудиторов не просто выявления нарушений, а конкретных рекомендаций по улучшению.

4. Управление дебиторской задолженностью компании. Как составить регламент по контролю дебиторки |

Коммерческая задолженность связана с предоставлением отсрочек покупателям и заказчикам, а также с авансированием поставщиков. При жесткой конкуренции продажи только на условиях 100 % предоплаты или неготовность авансировать поставщика сырья ухудшают положение предприятия. Если же компания может привлечь недорогое финансирование, разумная политика отсрочек и авансов позволяет получить с оборота задолженности доходность, соразмерную или даже превосходящую прямую наценку.
Колонка редактора

1. Об особенностях отражения дохода в соответствии с МСФО (IFRS) 15 при передаче покупателю контроля над выполненными работами (оказанными услугами) |

На практике часто возникает вопрос: контроль (по оказанным услугам) считается переданным с момента подписания акта выполненных работ в момент подтверждения покупателем или в момент выставленного акта выполненных работ продавцом?

2. Некоторые аспекты обесценения и прекращения признания активов |

Наш очередной год близится к завершению, а это значит, что очень скоро нам предстоят очередные инвентаризации, оценки и отчеты. Обратите внимание на необходимость заранее готовиться к применению нового стандарта МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности». Порядок учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций, по-прежнему предусмотрен в старом добром МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Основными аспектами учета основных средств являются...

3. Стандарты отчетности в области устойчивого развития. Фокус на ESRS, E1, E2, E3, E4, E5 и S1, S2, S3, S4 + 19 проектов! |

Новая Директива ЕС по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (так называемая «Директива CSRD») налагает на организации, в том числе из третьих стран, которые соответствуют критериям, указанным в Директиве CSRD, обязанность раскрывать в отчете о деятельности информацию, необходимую для понимания влияния данного субъекта на вопросы устойчивого развития и финансовое влияние выявленных рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, на его развитие и результаты в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах времени.