Совершенствование аудита субъектов малого предпринимательства на основе МСА |
Ежегодные сборники международных стандартов1 включают Словарь терминов, используемых в текстах МСА (далее — Словарь терминов), в котором приводится расшифровка соответствующего термина, а в Республике Беларусь такого документа нет. Это обстоятельство в некоторых случаях приводит к проблемам понимания текста НПАД. Практически во всех НПАД, в которых приводится термин с его расшифровкой, делается оговорка, что он применяется для целей того НПАД, в котором приведено определение. Однако такой термин используется в другом НПАД, и там его расшифровки нет.
Разработка отечественных правил аудиторской деятельности осуществлялась на основе аналогов международных стандартов и являлась для нашей страны вполне оправданной, поскольку стандарты базировались и базируются на многолетнем опыте и глубоких и фундаментальных знаниях зарубежных практиков и ученых. Однако при создании отечественных правил аудиторской деятельности такой подход имел и продолжает иметь свои минусы, которые обусловлены тем, что ряд терминов, используемых в международных стандартах и давно используемых в деловом обороте международной аудиторской практики, в Республике Беларусь иногда не имеют широкого применения, а их буквальный перевод неоднозначно трактуется относительно отечественной финансовой терминологии. Кроме того, международные стандарты обновляются на регулярной основе с учетом серьезных доработок; некоторые отменяются, тогда как отечественные НПАД не всегда успевают за этим процессом. Анализ международных стандартов и НПАД позволяет автору утверждать, что в настоящее время есть следующие группы национальных правил аудиторской деятельности:
1) НПАД, не имеющие аналогов в международных стандартах;
2) НПАД, имеющие аналоги в международных стандартах;
3) НПАД, имеющие существенные отличия от международных стандартов;
4) международные стандарты, не имеющие аналогов среди НПАД.
В первую группу наряду с другими входит НПАД № 163. Согласно п. 2 НПАД № 163 ими следует руководствоваться при проведении аудита субъектов малого предпринимательства, к которым могут быть применимы одна или несколько из следующих характеристик:
-
право собственности и управление сконцентрировано в рамках небольшого круга лиц (преимущественно одного лица);
-
осуществление преимущественно одного вида деятельности;
-
ограниченная система внутреннего контроля, предполагающая наличие возможности для руководства субъекта малого предпринимательства обойти средства контроля.
Пунктом 1 Указа № 255 установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся:
-
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
-
микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
-
малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Аналогичные нормы в отношении критерия «субъект малого предпринимательства» содержатся в ст. 3 Закона № 148-З.
Как видим, приведенные критерии отнесения субъектов хозяйствования к СМП значительно разнятся с выделением субъектов хозяйствования на индивидуальных предпринимателей и организации в зависимости от численности.
Следовательно, с учетом требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2016 № 168 «О комплексе мер, направленных на устранение фактов различного толкования и применения актов законодательства», необходимо уточнить термин «субъект малого предпринимательства» для целей аудита, что позволит избежать возможных разногласий в отношении аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность в отношении СМП.
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь