Внедрение МСФО 9 в банковском секторе Республики Беларусь, исследование КПМГ |
Глоссарий
Термин/сокращение |
Значение |
МСФО 9 |
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» |
ЕВА (European Bank Authority) |
Европейская банковская организацией |
Исследование EBA |
Отчет EBA по результатам второй оценки влияния МСФО 9 (13 июля 2017 г.) |
PD (Probability of default) |
Вероятность дефолта |
LGD (Loss given default) |
Убыток в случае дефолта |
EAD (Exposure at default) |
Сумма под риском в случае дефолта |
SPPI (Solely payments of principal and interest) |
Выплата исключительно основной суммы и процентов |
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» стал обязательным для применения (далее — МСФО 9) — революционно новый для банков стандарт, последняя версия которого была опубликована Советом по Международным стандартам финансовой отчетности 24 июля 2014 г. Новый стандарт содержит ряд принципиальных отличий по сравнению с ранее действовавшим в части классификации и оценки финансовых инструментов, обесценения финансовых активов, а также учета хеджирования. Наиболее революционным отличием является необходимость формирования резервов под обесценение финансовых активов на основании ожидаемых кредитных убытков.
Ожидается, что резервы по безнадежным долгам увеличатся в размере и, скорее всего, будут более волатильными. Для банков и инвесторов важным вопросом станет то, как переход на новый стандарт повлияет на коэффициенты нормативного капитала. Разработка новой модели расчета ожидаемых кредитных убытков в соответствии с требованиями МСФО 9 является трудоемким и долговременным процессом, который предполагает вовлечение значительного количества ресурсов банка, а также изменение существующих бизнес-процессов.
Учитывая важность и существенность изменений, которые вносит МСФО 9 для банков, КПМГ провела исследование, чтобы получить более четкое понимание степени готовности банков Республики Беларусь к внедрению МСФО 9, а также специфики этого процесса. Для этого 22 ноября 2017 г. был проведен семинар по практическим вопросам внедрения МСФО 9 для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь (далее — банки). На мероприятии гостям было предложено заполнить анкету, содержащую ряд вопросов о процессе внедрения МСФО 9. В итоге в опросе приняли участие 19 банков Республики Беларусь. Где применимо, мы сопоставили полученные данные с результатами исследования в отношении влияния МСФО 9 в банковской сфере, опубликованного Европейской банковской организацией (European Bank Authority, EBA) 13 июля 2017 г. (далее — исследование EBA). В исследовании ЕВА приняли участие 54 финансовые организации из 20 европейских стран, 63% которых считаются системно значимыми финансовыми организациями.
Мы благодарим всех участников опроса и надеемся, что наше исследование будет полезным для понимания основных проблем внедрения МСФО 9 в банковской системе Республики Беларусь, а также необходимости форсирования процедур подготовки к применению МСФО 9, в том числе с учетом сложности и значимости стандарта для банков, а также незначительного периода времени, оставшегося до его внедрения.
Информация представлена в агрегированном виде без каких-либо конкретных упоминаний об участии конкретных банков в данном исследовании.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
1. Большая часть белорусских банков ожидает рост размера резервов более чем на 15%. Европейскиe банки в среднем ожидают рост резервов на 13%.
2. 63% опрошенных белорусских банков находятся на начальной стадии внедрения МСФО 9. Европейскиe банки находятся на более продвинутом уровне внедрения.
3. Большинство белорусских банков ожидает влияние на нормативный капитал не более 1,5%. Европейскиe банки в среднем ожидают влияние на нормативный капитал на 0,35%.
4. 79% участников исследования пока не готовы представить все необходимые раскрытия в финансовой отчетности на 31 декабря 2017 г.
5. В 61% банков органы управления не вовлечены в процесс надзора по внедрению МСФО 9. В Европейских банках наиболее активно в процесс надзора вовлечено высшее руководство.
ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ МСФО
Стадия
-
Ни один из опрошенных банков не заявил о полной готовности к внедрению стандарта.
-
63% банков — участников опроса подтвердили, что находятся на этапе подготовительной работы, анализируют влияние стандарта и проводят сбор первичной информации.
-
26% банков сообщили, что уже провели подготовительную работу и в данный момент проводят тестирование разработанных моделей. В основном эта группа представлена дочерними банками иностранных банковских структур.
-
Только 11% банков вообще не начинали работу по внедрению МСФО.
В отличие от большинства европейских банков, которые согласно результатам исследования ЕВА находятся на достаточно продвинутой стадии внедрения МСФО 9 — этапе построения моделей и их тестирования, бóльшая часть белорусских банков (63%) в ноябре 2017 г. находилась на подготовительной стадии внедрения стандарта, которая предполагает анализ влияния и сбор первичной информации.
Ресурсы
-
Большая часть банков, включая довольно крупные (37%), планирует не привлекать консультантов и проводить внедрение МСФО 9 исключительно силами своих специалистов.
-
32% банков — участников опроса, не обладающих достаточным количеством собственных ресурсов, указали, что рассматривают возможность привлечения компании-консультанта для внедрения МСФО 9.
-
32% респондентов, представленных исключительно банками — дочерними структурами иностранных банков, будут использовать, в том числе, методологию и ресурсы материнских организаций.
Затраты
-
74% участников затруднились назвать сумму бюджета на внедрение МСФО 9.
-
80% банков, которые озвучили диапазон затрат, считают, что сумма расходов на внедрение не превысит 30 тыс. USD в эквиваленте.
-
Остальные 20% полагают, что затраты составят от 30 до 50 тыс. USD в эквиваленте.
Вовлечение коллегиальных органов
-
61% участников опроса* сообщили, что процесс внедрения МСФО 9 передан ответственному структурному подразделению банка, и надзор за процессом со стороны руководства не производится.
-
В 11% банков — участников опроса надзор за процессом осуществляет правление банка.
-
11% респондентов указали, что в процесс внедрения наряду с правлением вовлечена материнская компания.
-
Еще в 17% банков-участников в процесс внедрения помимо правления вовлечены комитеты при наблюдательных советах (аудиторский комитет или комитет по рискам).
Согласно исследованию ЕВА, в европейских банках наиболее активно вовлечен в процесс надзора за внедрением МСФО 9 старший управленческий персонал. Вовлечение аудиторского комитета и совета директоров встречается реже. Это вызывает обеспокоенность ЕВА, поскольку недостаточное вовлечение надзорных органов может приводить к недостаточному выделению ресурсов и фокусу банков на внедрении требований стандарта. В результате этим органам будет сложнее выполнять свои обязанности как во время внедрения МСФО 9, так и впоследствии. EBA призывает к вовлечению ключевых заинтересованных сторон во внедрении МСФО 9.
Изменение процессов и систем
- В соответствии с ожиданиями 52% респондентов МСФО 9 потребует большего вовлечения в подготовку финансовой отчетности служб риск-менеджмента и бизнес-подразделений.
- 32% участников исследования не ожидают существенных изменений.
- Еще 16% респондентов предполагают, что потребуется существенное изменение порядка взаимодействия структурных подразделений банка, а также большее вовлечение службы риск-менеджмента.
ДЕТАЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО 9
Классификация финансовых активов
В целях корректности классификации финансовых активов МСФО 9 вводит понятие бизнес-модели управления активами.
- 11% участников еще не начинали процесс распределения портфелей финансовых активов.
- 68% участников отметили, что пока еще только планируют это сделать.
- 5% участников разработали процесс.
- 16% участников уже произвели распределение существующих портфелей в зависимости от бизнес-моделей.
Для сравнения: по данным исследования ЕВА, только 4% банков-респондентов по состоянию на июль 2017 г. находились на начальной стадии процесса классификации и оценки, 23% произвели разработку моделей, 56% находились на стадии построения и 17% — на стадии тестирования.
Влияние изменения классификации
В рамках опроса респондентам было предложено оценить, ожидают ли они существенных изменений в порядке учета финансовых активов в связи с изменением подходов к классификации на основании оценки бизнес-модели и договорных потоков по инструменту в соответствии c МСФО 9.
16% участников затруднились ответить на вопрос. Среди банков, предоставивших предварительные выводы, распределение выглядит следующим образом:
- 13% не ожидают изменений;
-
81% ожидают несущественные изменения;
-
6% ожидают существенные изменения.
Распределение ответов белорусских банков корреспондирует с результатами исследования ЕВА: опрошенные европейские банки также в основном не ожидают существенных изменений в основе оценки и структуре баланса в части финансовых активов.
Ответственность за классификацию финансовых активов
- 33% участников исследования затруднились ответить на вопрос о том, какие структурные подразделения банка будут ответственными за принятие решения в отношении бизнес-модели и соответствия критерию SPPI финансовых инструментов.
- Остальные респонденты указали в качестве ответственных подразделение, отвечающее за подготовку МСФО-отчетности (ПМСФО) (31%), соответствующие бизнес-подразделения (БП) и службу риск-менеджмента (РМ).
Согласно результатам исследования ЕВА, в европейских банках ответственность в части классификации и оценки финансовых инструментов будет возлагаться либо совместно на службу риск-менеджмента и финансовые департаменты, либо исключительно на финансовые департаменты. Предполагается также вовлечение таких департаментов, как ИТ, казначейство, бизнес-подразделения и пр.
Оценка критерия SPPI
Основополагающим для принятия решения о классификации и оценке финансовых инструментов является определение соответствия критерию SPPI.
-
26% респондентов отметили, что еще не начинали процесс оценки на предмет соответствия критерию SPPI.
-
42% респондентов находятся в процессе анализа.
-
32% провели оценку и не выявили существенного влияния на порядок учета финансовых инструментов.
По результатам исследования ЕВА, только несколько европейских банков указали, что они все еще в процессе определения влияния критерия SPPI, а подавляющее большинство банков завершили его.
Ответственность за расчет резерва под обесценение финансовых активов
32% респондентов указали, что ответственность за формирование резервов под обесценение финансовых активов несет подразделение, отвечающее за подготовку МСФО-отчетности (ПМСФО). 26% респондентов отметили, что помимо ПМСФО в процесс будет также вовлечена служба риск-менеджмента (РМ). 21% указали, что ответственность будет полностью возложена на РМ.
Согласно результатам исследования ЕВА, в европейских банках ответственность в части оценки резерва под обесценение по финансовым активам будет возлагаться либо совместно на службу риск-менеджмента и финансовые департаменты, либо исключительно на службу риск-менеджмента.
Использование рейтинговых моделей при оценке обесценения
Широко распространенным в банках является рейтингование корпоративных клиентов, что позволяет принимать решения об осуществлении операций с клиентом в зависимости от присвоенного рейтинга, а также учитывать рейтинги в моделях расчета резервов под обесценение.
-
52% респондентов отметили, что будут использовать систему рейтингов для оценки резервов под обесценение в соответствии с МСФО 9.
-
11% участников опроса не планируют использовать текущие рейтинговые модели для МСФО 9.
-
Еще 11% банков планируют использовать модели, специально разработанные для целей оценки в соответствии с МСФО 9.
-
26% банков не используют рейтинговые модели в принципе. Данная группа банков в основном представлена розничными банками, не активно осуществляющими кредитование юридических лиц.
Сегментирование
В целях оценки резерва под обесценение розничных и корпоративных кредитов предполагается сегментация портфелей. Респондентам было предложено указать, на какое количество сегментов по наилучшим текущим оценкам будут разделены соответствующие портфели.
22% участников затруднились ответить на вопросы по сегментации розничного и корпоративного портфелей. Ответы 78% свидетельствуют об ожидаемо более глубокой сегментации корпоративного портфеля.
Использование упрощенного подхода
Модель расчета обесценения предполагает возможность использования упрощенных подходов к отдельным элементам.
- 36% участников исследования затруднились указать, по каким именно элементам будет использоваться упрощенный подход. Это объясняется тем, что большинство респондентов находятся на начальной стадии внедрения МСФО 9. Варианты ответов, которые выбрали 64% респондентов, представлены далее.
Элемент, к которому допустимо применить упрощение |
Процент выбора данного варианта |
Определение PD, LGD, EAD |
58% |
Методология |
58% |
Использование прогнозных данных |
50% |
Определение стадии обесценения |
42% |
Дисконтирование |
33% |
-
Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам можно было выбрать одновременно несколько вариантов.
-
Основываясь на данных исследования, ЕВА рекомендует банкам с осторожностью относиться к использованию практических упрощений.
Программное обеспечение для расчета резервов
-
Расчет резервов под обесценение финансовых активов производится с использованием программного обеспечения.
-
83% респондентов планируют использовать только Microsoft Excel.
-
11% респондентов помимо Microsoft Excel планируют также использовать программный продукт, разработанный банком самостоятельно.
-
6% респондентов собираются использовать программный продукт, приобретенный у сторонней организации.
Сложности в процессе внедрения
В рамках опроса респондентам предложили указать, какие факторы по их оценкам усложняют процесс внедрения МСФО 9 в части разработки моделей для расчета размера обесценения по финансовым активам. Ответы участников исследования представлены в таблице:
Вариант ответа |
Процент выбора варианта |
Сложности с определением прогнозной информации |
74% |
Недостаток ресурсов (финансирование, количество сотрудников, времени и пр.) |
53% |
Недостаток исторической информации |
37% |
Отсутствие соответствующих компетенций и знаний у сотрудников банка |
37% |
Недостатки компьютерных систем |
26% |
Сложности в коммуникации между подразделениями банка |
16% |
Сумма ответов превышает 100%, так как респондентам можно было выбрать одновременно несколько вариантов.
Участники исследования ЕВА среди сложностей при разработке моделей обесценения отмечали также качество и доступность исторической информации, оценку существенного повышения кредитного риска, достаточность ресурсов, использование прогнозных данных и пр.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ
Ожидаемый эффект на размер резерва
53% респондентов затруднились представить ожидаемые результаты. Это связано с тем, что они находятся на начальном этапе внедрения МСФО 9. 45% среди банков, представивших ожидания, предполагают, что рост размера резервов составит от 15% до 30%. 33% ожидают рост в диапазоне от 5% до 15%, 11% предполагают рост не более 5%, и столько же прогнозируют рост в диапазоне от 30% до 50%.
В соответствии с исследованием ЕВА, 98% европейских банков ожидают влияние на резервы, при этом среднее ожидаемое изменение составляет 13%.
Ожидаемый эффект на размер нормативного капитала
73% респондентов затруднились озвучить предполагаемый эффект влияния внедрения МСФО 9 на достаточность нормативного капитала.
40% из оставшихся участников исследования ожидают изменение в размере не более 0,5%, 40% — в диапазоне от 0,5% до 1,5%, 20% — в диапазоне от 1,5% до 3%.
В соответствии с исследованием ЕВА, 98% европейских банков ожидают влияние внедрения МСФО 9 на размер нормативного капитала, при этом среднее ожидаемое изменение составляет 0,35%.
Раскрытие влияния МСФО 9
на финансовую отчетность
В соответствии с требованиями МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», банки должны раскрыть эффект влияния на финансовую отчетность внедрения МСФО 9 в финансовой отчетности, подготовленной за период, заканчивающийся 31 декабря 2017 г.:
-
26% респондентов затруднились ответить на вопрос о том, готовы ли они предоставить такую информацию.
-
28% респондентов среди ответивших готовы представить соответствующую информацию, 36% отметили, что не готовы, а 36% указали, что готовы частично раскрыть данные.
В своем исследовании ЕВА обращает внимание на важность представления информации о влиянии МСФО 9 на финансовую отчетность и нормативный капитал банков в финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2017 г.
Изменение нормативной базы
Также респондентам было предложено оценить целесообразность внесения изменений в нормативно-правовые акты Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы оценки и учета финансовых инструментов, в связи со вступлением в силу МСФО 9. 44% участников опроса воздержались от ответа. 80% среди ответивших банков полагают целесообразным внесение изменений в нормативно-правовые акты Национального банка Республики Беларусь.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного опроса позволяют сделать следующие выводы:
1. В целом банковская система Республики Беларусь находится на начальном этапе внедрения МСФО 9.
2. Отмечается недостаточное вовлечение старшего управленческого персонала, а также членов наблюдательного совета и риск-менеджмента в процесс внедрения стандарта.
3. В большинстве банков за внедрение стандарта отвечают исключительно специалисты МСФО-подразделений.
4. В качестве основных сложностей в процессе внедрения МСФО 9 банки отмечают получение достоверной и надежной прогнозной информации и недостаток ресурсов (финансовые, трудовые и временные ресурсы).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь