Как вести учет факторинга долгов или продажи своей дебиторской задолженности согласно МСФО 9 «Финансовые инструменты» |
Давайте зададимся следующим вопросом: а зачем вообще нужно продавать дебиторскую задолженность?
Многие компании регулярно продают свою дебиторскую задолженность кому-то другому.
Для этого есть несколько причин:
-
компаниям нужны деньги «здесь и сейчас», и они не хотят (или не могут) ждать, пока их собственные дебиторы будут оплачивать свои долги;
-
они не хотят иметь дело с кредитным риском своих дебиторов;
-
они не хотят дополнительно нанимать людей, которые попытаются дозвониться до дебиторов, напомнить им о сроках платежей и пропущенных платежах — другими словами, они не хотят беспокоиться о взыскании дебиторской задолженности.
Они пытаются просто «приукрасить» свои финансовые отчеты, что на самом деле происходит не очень часто.
Что такое факторинг долгов?
В современном деловом мире факторинг дебиторской задолженности или продажа дебиторской задолженности со скидкой — обычная практика управления денежными средствами.
Вот как это работает:
1. Вы продаете свою продукцию (работы, услуги) покупателям (клиентам) и выставляете им отгрузочные и другие первичные документы.
2. Поскольку отгрузочные документы иногда подлежат оплате через длительное время (90 дней и больше), ясно, что вы не можете позволить себе жить так долго без денежных средств, и поэтому продаете дебиторскую задолженность фактору (факторинговой компании).
Дебиторская задолженность продается со скидкой, которая представляет собой:
а) плату за получение денежных средств «здесь и сейчас» (то есть проценты по кредиту, предоставленному фактором);
б) доход от факторинговой компании;
3. Ваши покупатели оплачивают отгрузочные документы на сумму долга непосредственно факторинговой компании.
Теперь главный вопрос: можно ли «удалить» после таких операций дебиторскую задолженность из финансовой отчетности?
Все зависит от нюансов самих операций факторинга.
Фактически вам необходимо решить, были или не были выполнены условия для прекращения признания финансового актива.
Следует иметь в виду, что стандарт МСФО 9 «Финансовые инструменты» очень скользкий в отношении процесса прекращения признания активов, и поэтому, действительно, на практике гораздо легче признать такой актив, чем прекратить его признание.
По этой причине МСФО 9 содержит большое «дерево решений», помогающее определить, следует ли прекращать признание вашего актива или же нет.
Когда вы продаете дебиторскую задолженность, вам прежде всего необходимо оценить, передаете ли вы существенные риски и выгоды от владения задолженностью фактору или же нет.
Затем, если вы их не передаете, вам необходимо оценить, сохраняете ли вы хоть некоторый контроль над такой задолженностью или у вас сохраняется постоянное участие в дебиторской задолженности.
Существует несколько типов факторинговых соглашений с различными условиями. Наиболее распространенными типами являются следующие:
1. Факторинг без регресса — в этом случае фактор покупает у вас всю дебиторскую задолженность без права возврата (если ваши клиенты не платят, то это теперь уже проблема фактора).
2. Факторинг с регрессом — в этом случае фактор имеет право вернуть вам безнадежную дебиторскую задолженность.
3. Факторинг с ограниченным регрессом (гарантией) — в этом случае вы гарантируете фактору убытки до определенной суммы, а фактор может вернуть дебиторскую задолженность только до гарантированного размера.
Давайте посмотрим, как же учитывать первые два типа факторинга, на примерах.
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь