+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
Самые важные изменения в сфере применения МСФО

Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
Интегрированная отчетность и возможность ее применения в Республике Беларусь

Интегрированная отчетность и возможность ее применения в Республике Беларусь |

В последние годы в мировом сообществе в связи с изменением условий хозяйствования резко повысился спрос на информационную прозрачность и подотчетность бизнеса. Качество управленческих решений, принимаемых внешними пользователями, в первую очередь зависит от достоверности, надежности, ясности и легкопроверяемости информации, раскрываемой в отчетности. Сегодня такую возможность предоставляет интегрированная отчетность.
Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16

Учет договоров аренды в соответствии с МСФО (IFRS) 16 |

Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019.
Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Решение сложных аспектов применения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |

Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
7 примеров из практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

7 примеров из практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» |

Для погружения в практику применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» начнем с напоминания, что контроль — возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности. Контроль включает властные полномочия в отношении инвестиций, права или риски от деятельности объекта инвестиции, возможность использовать властные полномочия в отношении объекта инвестиций для оказания влияния на доходность объекта инвестиций.
Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности

Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!
Анализ изменений в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»

Анализ изменений в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» |

Минфин разработал поправки в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете). Одно из ключевых изменений — расширение круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Рассмотрим все детали изменений законодательства.
Корректировка показателей финансовой отчетности в условиях инфляции

Корректировка показателей финансовой отчетности в условиях инфляции |

В условиях инфляции искажаются реальные значения финансовых коэффициентов. Решить этот вопрос позволяет применение Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО (IAS)) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»). Сущность данного стандарта состоит в необходимости пересчета финансовой отчетности организациями, функциональная (национальная) валюта которых является валютой страны с гиперинфляционной экономикой, с учетом уровня инфляции, поскольку «деньги теряют покупательную способность в таких темпах, что сравнение сумм, полученных от операций и событий, имеющих место в разное время даже в пределах одного отчетного периода, будет вводить в заблуждение»2.
Об изменениях в МСФО (IAS) 38 и МСФО (IFRS) 9 в связи с реформой LIBOR

Об изменениях в МСФО (IAS) 38 и МСФО (IFRS) 9 в связи с реформой LIBOR |

В рамках “первой фазы” Совет по МСФО модифицирует требования к отчетности хеджирования, позволяя компаниям и далее исходить из, возможно, не совсем правдивого допущения, что ориентировочная ставка (LIBOR и проч.), на которой они рассчитывают хеджируемые денежные потоки, не изменится вследствие реформы. Другие возможные эффекты реформы пока что не удостоились внимания IASB, и никаких послаблений по ним не предусмотрено.
Редакторские корректировки в стандартах МСФО

Редакторские корректировки в стандартах МСФО |

Исправлениям в этот раз подвергли МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности” (в седьмом параграфе добавили описание, что входит в состав прочего совокупного дохода, а также устранили дублирующий текст по реклассификационным корректировкам и прочему совокупному доходу). Кроме этого стандарта, исправления внесли во внутреннее Руководство по разработке стандартов Due Process Handbook.
Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения?

Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?
А вы готовы оформить документацию по трансфертному ценообразованию самостоятельно?

А вы готовы оформить документацию по трансфертному ценообразованию самостоятельно? |

С 2019 года фокус налогового контроля во внешнеторговой деятельности перемещен на сделки с взаимозависимыми лицами, с резидентами оффшорных зон, сделки со стратегическими товарами. Приятной новостью является отмена налогового контроля по сделкам крупных плательщиков с независимыми лицами. При совершении операций внутри Республики Беларусь под контролем ТЦО находятся сделки с резидентом — взаимозависимым лицом, которое не исчисляет налог на прибыль/освобождено от него.
Отчет о движении денежных средств по МСФО 7

Отчет о движении денежных средств по МСФО 7 |

Под денежными средствами подразумевают наличные и счета в банках (иногда краткосрочные депозиты до востребования), а к эквивалентам стандарт МСФО относит высоколиквидные инвестиции (но это не касается акций и многих финансовых инструментов) до 3 месяцев, которые можно обменять на деньги с низким риском потери стоимости в активе. Обязательным элементом пакета отчетности ОДДС стал в 1987 году, а в 1992 году был регламентирован по МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» (с англ. IAS 7 Statement of Cash Flow). 1 января 2017 г. Советом МСФО были опубликованы последние изменения.
Составление отчетности по МСФО - законодательство Беларуси

Составление отчетности по МСФО - законодательство Беларуси |

Напомним, что согласно п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» общественно значимые организации (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Контроль и аудит формирования себестоимости

Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Полемика
Аудит

1. О дате отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогообложения в 2024 год |

Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».

2. Минфин: аудиторы снизили объем и сумму оказанных аудиторских услу |

Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.

3. Требования к раскрытию информации в новой Инструкции о порядке эмиссии ценных бумаг |

Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.

4. Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Колонка редактора

1. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).

2. Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.

3. Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.