+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
Самые важные изменения в сфере применения МСФО

Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы

МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы |

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления», которое вступило в силу с 12.02.2019. Теперь пора изучать МСФО ОС и начать предлагаем с наиболее существенных расхождений между существующим бухучетом госсектора и МСФО ОС. Различия можно выделить по группам: понятия, методологические принципы, способы учета и составления отчетности. Первоочередное существенное отличие заключается в разных подходах к определению базовых принципов отражения фактов хозяйственной жизни. Порядок отражения фактов в госсекторе Беларуси основан на принципе преобладания юридической формы хозопераций над их экономической сущностью. Такое представление накладывает ограничения на анализ отчетности по НСБУ, поскольку экономическое состояние организации может существенно расходиться с данными первичных документов.
IFRS 17: еще четыре потенциальных изменения

IFRS 17: еще четыре потенциальных изменения |

Совет по МСФО обсуждает 4 проблемных вопроса из «списка 25» как вероятные изменения в стандарт МСФО (IFRS 17) «Договоры страхования». Суть: изменить охват страховых договоров стандартами IFRS 17 и IFRS 9 — если единственный элемент страхования в договоре касается урегулирования части или всех обязательств по договору, нужно чтобы организации могли применять или IFRS 17, или IFRS 9 для учета таких договоров.
Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG

Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.
Список действующих стандартов МСФО с учетом ретроспективного применения

Список действующих стандартов МСФО с учетом ретроспективного применения |

Предлагаем вам в контрольном состоянии список действующих стандартов МСФО (IAS и IFRS) на 1 января 2019 года с учетом ретроспективного применения. Для новичков, напомним, что МСФО это набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой не только внешним пользователям для принятия ими решений в отношении предприятия, но и для построения управленческого учета, грамотного принятия решений и развития бизнеса. Цель — сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчетности, улучшить качество и сопоставимости информации, унификации стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний внутри страны и на международном уровне. 

О подходах к внедрению СМФО ОС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси

О подходах к внедрению СМФО ОС для госсектора и сегмента государственно-частного партнерства в Беларуси |

IPSAS фактически стали международными ориентирами для оценки практики учета в публичном секторе во всем мире. По этим причинам IPSAS заслуживает внимания как лиц, определяющих политику в области бухгалтерского учета, так и практиков. Изначально присущая бухгалтерскому учету как «языку бизнеса», коммуникативная функция передачи и интерпретации информации о финансово-хозяйственной деятельности значительно возрастает на данном этапе развития экономических отношений. Цель стандартов общего назначения состоит в предоставлении информации для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не в состоянии требовать обновления отчетности в соответствии с их потребностями. Пользователями финансовой отчетности общего назначения являются налогоплательщики, социальные институты, кредиторы, поставщики, средства массовой информации.
Представление и раскрытие информации в первой отчетности по МСФО

Представление и раскрытие информации в первой отчетности по МСФО |

Рассмотрим основные особенности подготовки раскрытия информации отчетности при первом применении международных стандартов финансовой отчетности. Определим виды информации, которая подлежит раскрытию. Обращаем внимание на основной перечень форм отчетности, которые обязательно должны быть представлены в первой отчетности по МСФО.
Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Рекомендации по составлению нефинансовой отчетности: элемент «Корпоративная социальная ответственность»

Рекомендации по составлению нефинансовой отчетности: элемент «Корпоративная социальная ответственность» |

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это способ организации деятельности, при котором компании придерживаются принципов деловой этики и делают социально, экологически и экономические значимые вещи сверх того, чего от них требуют действующие нормы законодательства. Стратегия КСО должна насаждаться «сверху», исходить из совета директоров и распространяться на все корпоративные уровни, а не сводиться только лишь к голословному утверждению на корпоративном сайте. Обмануть людей вряд ли получится, а негативный эффект от осознания ими, что все утверждения были не более чем фикцией, является очень разрушительным.

Как применять новый  МСФО (IFRS) 16 Аренда (Leases) в 2019

Как применять новый МСФО (IFRS) 16 Аренда (Leases) в 2019 |

Специалисты в области международных стандартов уже убедились, что МСФО (IFRS) 16 по сравнению с МСФО (IAS) 17 «Аренда» в корне меняет отражение в финансовой отчетности именно операционного лизинга, поскольку в соответствии с новыми правилами арендаторам необходимо выводить активы из забалансового учета и показывать такое имущество на балансе арендатора. Другими словами, арендаторам больше не разрешается регистрировать все расходы по операционной аренде в отчете о прибыли или убытках, но им необходимо будет признать обязательство по такой аренде и право пользования активом в отчете о финансовом положении. В предлагаемой статье проводится иллюстрация применения полного ретроспективного подхода и модифицированного ретроспективного подхода согласно положениям IFRS 16. 

Резерв по выводу объектов основных средств из эксплуатации по МСФО

Резерв по выводу объектов основных средств из эксплуатации по МСФО |

Когда организация приобретает определенные виды долгосрочных активов, она иногда обязана вывести такие объекты из эксплуатации после окончания срока их полезного использования и восстановить находящийся под ними участок земли.
Представление финансовых инструментов согласно IAS 32

Представление финансовых инструментов согласно IAS 32 |

Учитывая неоднозначность восприятия самих финансовых инструментов в Беларуси вследствие как полного отсутствия таковых в финансовой отчетности большинства белорусских организаций, так и проблем в их представлении в финансовой отчетности из-за их специфики, данная статья посвящена изложению основ понятий финансовых инструментов и их представлению в финансовой отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации

Консолидированная финансовая отчетность в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации |

Каждая организация должна выбирать и применять положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В МСФО (IAS) 8 установлена иерархия источников официальных указаний по вопросам финансовой отчетности, которые принимаются во внимание руководством при отсутствии МСФО, непосредственно применимого к какой-либо статье.
Комитет по интерпретациям МСФО (IC) напоминает о применении решения о процентах и штрафах, связанных с налогом на прибыль

Комитет по интерпретациям МСФО (IC) напоминает о применении решения о процентах и штрафах, связанных с налогом на прибыль |

Учет процентов и штрафов не является предметом выбора учетной политики между применением МСФО (IAS) 12 и применением МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Если предприятие считает, что конкретная сумма, подлежащая выплате или получению по процентам и штрафам, является налогом на прибыль, к этой сумме применяется МСФО (IAS) 12. Если МСФО (IAS) 12 неприменимо к сумме, подлежащей уплате или взысканию по процентам и штрафам, то организация применяет МСФО (IAS) 37 к этой сумме.
Что было решено изменить в IFRS 17, а какие нормы решили не менять

Что было решено изменить в IFRS 17, а какие нормы решили не менять |

Совет по МСФО в декабре обсуждал возможность внесения изменений в стандарт по страховым контрактам, но уже, по сути, приступил к обсуждению списка возможных изменений, сформулированных в ответ на указанные пользователями проблемы с внедрением. Эти 13 тем пошли дополнением к главному вопросу, с которого IASB начал - перенос даты вступления стандарта в силу на 1 января 2022 г.
Deloitte о новом подходе к классификации финансовых инструментов

Deloitte о новом подходе к классификации финансовых инструментов |

Эксперты Deloitte считают, что большинство текущих проблем с МСФО (IAS) 32 возникает в результате применения критерия fixed-for-fixed, то есть обмена фиксированного числа акций на фиксированную сумму денежных средств (согласно требованиям стандарта, только в случае его выполнения производные инструменты могут классифицироваться как инструменты капитала, однако на практике не всем понятно, что именно подразумевается под «фиксированным».
Полемика
Аудит

1. О дате отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогообложения в 2024 год |

Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».

2. Минфин: аудиторы снизили объем и сумму оказанных аудиторских услу |

Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.

3. Требования к раскрытию информации в новой Инструкции о порядке эмиссии ценных бумаг |

Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.

4. Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Колонка редактора

1. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).

2. Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.

3. Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.