+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS
Самые важные изменения в сфере применения МСФО

Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
«Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании

«Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Концептуальные основы МСФО — версия 2020 года

Концептуальные основы МСФО — версия 2020 года |

Статья посвящена общему изучению содержания Концептуальных основ представления финансовых отчетов (Conceptual Framework for Financial Reporting, IFRS Framework) — основополагающего документа МСФО, устанавливающего и раскрывающего базовые понятия международного учета (концепты).
Коэффициенты соблюдения условий кредитных обязательств компании по отчетности МСФО как фактор финансовой стабильности

Коэффициенты соблюдения условий кредитных обязательств компании по отчетности МСФО как фактор финансовой стабильности |

В статье рассмотрены понятия ковенантов и финансовых ковенантов; перечислены основные финансовые ковенанты, содержащиеся в кредитных соглашениях между крупными банками и заемщиками; приведены определения и формулы расчета финансовых показателей на базе отчетности МСФО; выполнен расчет ковенантов на примере консолидированной финансовой отчетности по МСФО; рассмотрены тонкости расчета финансовых показателей; освещены основные отличия расчета финансовых показателей на базе отчетностей, подготовленных по разным принципам финансовой отчетности.
Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II и стандартов МСФО для страховых компаний

Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II и стандартов МСФО для страховых компаний |

Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II: установление единой системы нормативно-правового регулирования в рамках ЕС для обеспечения защиты страхователей путем создания единообразных стандартов управления рисками обеспечения достаточности капитала, прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности для инвесторов в секторе страхования.
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Основные преимущества

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Основные преимущества |

Прошел год с момента публикации Советом по МСФО нового стандарта МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», и остается чуть более года до даты обязательного вступления стандарта в силу — 1 января 2021 г. Каким образом сегодня международные страховые компании готовятся к новому режиму подготовки финансовой отчетности?
Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике

Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике |

Рассмотрим, в какой мере оценка (значительного) увеличения кредитного риска (ECL/SICR) по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может проводиться либо исключительно на количественной основе, либо исключительно на качественной основе, что такое «запаздывающий индикатор» и как рассчитывается риск возникновения дефолта.
Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях

Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях |

Согласно МСФО (IFRS) 16 «Аренда» с 1 января 2019 г. изменилось даже само понятие аренды: теперь необходимо определять, идентифицирован ли актив и переходит ли право на контроль его использования по договору аренды, чего не было в старых правилах. При оценке планируемого срока кредитные организации должны принимать во внимание право как на продление аренды, так и на ее прекращение. Рассмотрим особенности.
Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» |

Требования к раскрытию информации о финансовых инструментах актуальны для любых компаний, даже не являющихся финансовыми учреждениями. Рассмотрим, какие раскрытия требуются в соответствии с МСФО (IFRS) 7. Фактически этот стандарт — продолжение МСФО (IFRS) 9. Рассматриваемый стандарт обязателен к применению любыми организациями в отношении всех типов корпоративных финансовых инструментов с небольшим исключением.
Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80

Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80 |

Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80. Данный НСБУ основан на МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», введенном в действие на территории Беларуси постановлением Совмина и Нацбанка от 19.08.2016 № 657/20. Рассмотрим отличия НСБУ № 80 от МСФО.
Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ

Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ |

МСФО напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации, тем не менее в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. Международный стандарт аудита № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» причисляет инвентаризацию к основным процедурам контроля, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»: как компании готовятся к новому режиму подготовки финансовой отчетности

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»: как компании готовятся к новому режиму подготовки финансовой отчетности |

В новом Международном исследовании «Делойт» по вопросам МСФО в области страхования представлен независимый всесторонний обзор того, как международные страховые компании реагируют на введение нового стандарта и как готовятся к внедрению МСФО 17.
Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков

Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.
Оценка запасов по МСФО (IFRS) 2: есть проблемы

Оценка запасов по МСФО (IFRS) 2: есть проблемы |

Помимо сложностей самого понятия запасов, в частности неудачной казуистики определения запасов, которое дается в МСФО (IAS) 2 «Запасы» (Inventories), следует обратить внимание на несколько другой его аспект — оценку запасов. Эксперты завершили исследование проблем применения МСФО (IAS) 2 в странах ЕАЭС. Считаем важным ознакомить читателей журнала «МСФО» с выводами, которые сделаны в отчете.
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Полемика
Аудит

1. О дате отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогообложения в 2024 год |

Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».

2. Минфин: аудиторы снизили объем и сумму оказанных аудиторских услу |

Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.

3. Требования к раскрытию информации в новой Инструкции о порядке эмиссии ценных бумаг |

Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.

4. Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Колонка редактора

1. Самые важные изменения в сфере применения МСФО |

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).

2. Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.

3. Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.