Принципы МСФО и последствия ограничений по дивидендам |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Количество просмотров 430
Автор дивиденды, дивиденды, Нацбанк, Нацбанк, госрегулирование, госрегулирование, фонды фонды

При оценке результатов деятельности любой компании или банка за финансовый год важным показателем являются дивиденды. Дивиденды играют большую роль при оценке внедрения МСФО и являются обязательным критерием оценки эффективности.

В экономической литературе понятие «эффект» (от лат. effectus — «исполнение», «действие») определяется как результат, следствие каких-либо причин. Однако независимо от того, каким образом был достигнут результат, важно знать, какой ценой он получен, так как один и тот же эффект может быть сформирован различными способами и с различными затратами, и наоборот, одинаковые затраты могут дать совершенно разные результаты.

В Беларуси, как и во многих постсоветских странах, звучат критические высказывания в адрес существующих механизмов выплаты дивидендов, поэтому следует говорить об изменениях и внедрении механизмов оценки эффективности и результативности фирмы/банка и страны в целом. Результативность в данном случае будет отражать степень достижения целей по внедрению МСФО и взаимосвязь между прогнозируемым и реальным применением МСФО.

Процесс реформации отечественного бухучета имеет историю, собственные этапы и возникающие на каждом этапе наиболее актуальные проблемы, которые требуют своего осмысления и точечных предложений по наиболее эффективному их решению. Частично некоторые проблемы успешно решены, но в то же время другая совокупность проблем не только не была решена, но и повлекла за собой целый ряд дополнительных проблем и неоднозначных ситуаций, в том числе долгосрочное ухудшение инвестиционного имиджа и дискредитацию самой идеи привлечения инвестиций в капитал, а не в долговые инструменты.

В 2020 году Национальный банк Беларуси настойчиво рекомендует банкам отказаться от выплаты дивидендов. История эта началась вместе с пандемией:

«Учитывая принятые меры, Национальный банк ожидает от банков следования рекомендациям, направленным письмом Национального банка от 19.03.2020 № 47-13/46, в части осуществления приоритетного направления в 2020 году прибыли за 2019 год и нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды, а также неосуществления в текущем году выплаты дивидендов акционерам банка.

Кроме того, Национальный банк рекомендует применять аналогичный порядок распределения прибыли и выплаты дивидендов в период действия постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 298, в частности, осуществлять приоритетное направление в 2021 году прибыли за 2020 год и нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды и не осуществлять в 2021 году выплаты дивидендов акционерам банков».

Указанные рекомендации необходимо довести до наблюдательных советов (советов директоров) и акционеров банков для принятия соответствующих решений.»

Между тем телеграм-канал «Эканомiка» упомянул требование Указа от 08.09.2020 № 339-дсп: «Обеспечить принятие органами управления банков решений о выплате дивидендов за январь — сентябрь 2020 г. и по итогам 2020 г. в размерах сверх минимальной обязательной части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет (в соответствии с Указом № 637 от 28.12.2005).

Однако парадокс заключается в том, что речь в Указе №339-дсп идет только о белорусских госбанках, а для остальных банков рекомендации Национального банка сохраняют силу.

Мне неизвестно, есть ли подобные указания для других отраслей, но дурной пример заразителен, и в условиях ограниченного долгосрочного планирования негативных последствий уже можно ожидать многое.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. 9 шагов к внутреннему аудиту будущего – итоги опроса |

Опрос, проведенный «Делойт» показал, что сегодня ожидания от внутреннего аудита в компании уже вышли далеко за рамки ретроспективных проверок, и спектр требований, которые предъявляют современные бизнес-условия, постоянно расширяется. Например, 70% респондентов ответили, что внутренний аудит должен уделять больше времени консультационной деятельности, и практически все участники опроса (92%) ожидают, что внутренний аудит будет предоставлять информацию о возникающих рисках и помогать готовиться к ним.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 2 |

В этой статье мы продолжаем рассматривать одну из самых рискованных статей финансовой отчетности — «Оценочные обязательства», риск существенного искажения этой статьи баланса обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

4. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.
Колонка редактора

1. Получили господдержку: какой стандарт применить? |

В последнее время многие предприятия получили от правительства, от банков и Банка развития различные «плюшки» для преодоления экономического кризиса. Эти меры включают прямые дотации, освобождение от уплаты налогов, налоговые скидки и льготы, отсрочки внесения платежей в ФСЗН, продление периода списания налоговых убытков, сокращение государственных сборов, снижение арендной платы или отсрочку платежей и предоставление кредитов с низкими процентными ставками. Не все эти меры считаются государственными субсидиями в целях МСФО (IAS) 20.

2. В 2021 году спасение бизнеса будет в слияниях и поглощениях. Что рекомендуют МСФО? |

Весьма кстати Совет МСФО выпустил дискуссионный документ IFRS 3, посвященный объединению бизнеса. Ведь сейчас на практике компании по-разному показывают эти сделки в отчетности: то формируя справедливую стоимость приобретенного бизнеса, то учитывают все затратным методом. Предлагается в отношении слияний и поглощений между независимыми сторонами справедливую стоимость раскрывать тогда, когда сделка по объединению бизнеса влияет на внешних стейкхолдеров.

3. Принципы МСФО и последствия ограничений по дивидендам |

При оценке результатов деятельности любой компании или банка за финансовый год важным показателем являются дивиденды. Дивиденды играют большую роль при оценке внедрения МСФО и являются обязательным критерием оценки эффективности. В тоже время Нацбанк Беларуси ожидает от банков следования рекомендациям, направленным письмом от 19.03.2020 № 47-13/46, в части направления нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды, а также неосуществления в текущем году выплаты дивидендов акционерам банка.