Принципы МСФО и последствия ограничений по дивидендам |
При оценке результатов деятельности любой компании или банка за финансовый год важным показателем являются дивиденды. Дивиденды играют большую роль при оценке внедрения МСФО и являются обязательным критерием оценки эффективности.
В экономической литературе понятие «эффект» (от лат. effectus — «исполнение», «действие») определяется как результат, следствие каких-либо причин. Однако независимо от того, каким образом был достигнут результат, важно знать, какой ценой он получен, так как один и тот же эффект может быть сформирован различными способами и с различными затратами, и наоборот, одинаковые затраты могут дать совершенно разные результаты.
В Беларуси, как и во многих постсоветских странах, звучат критические высказывания в адрес существующих механизмов выплаты дивидендов, поэтому следует говорить об изменениях и внедрении механизмов оценки эффективности и результативности фирмы/банка и страны в целом. Результативность в данном случае будет отражать степень достижения целей по внедрению МСФО и взаимосвязь между прогнозируемым и реальным применением МСФО.
Процесс реформации отечественного бухучета имеет историю, собственные этапы и возникающие на каждом этапе наиболее актуальные проблемы, которые требуют своего осмысления и точечных предложений по наиболее эффективному их решению. Частично некоторые проблемы успешно решены, но в то же время другая совокупность проблем не только не была решена, но и повлекла за собой целый ряд дополнительных проблем и неоднозначных ситуаций, в том числе долгосрочное ухудшение инвестиционного имиджа и дискредитацию самой идеи привлечения инвестиций в капитал, а не в долговые инструменты.
В 2020 году Национальный банк Беларуси настойчиво рекомендует банкам отказаться от выплаты дивидендов. История эта началась вместе с пандемией:
«Учитывая принятые меры, Национальный банк ожидает от банков следования рекомендациям, направленным письмом Национального банка от 19.03.2020 № 47-13/46, в части осуществления приоритетного направления в 2020 году прибыли за 2019 год и нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды, а также неосуществления в текущем году выплаты дивидендов акционерам банка.
Кроме того, Национальный банк рекомендует применять аналогичный порядок распределения прибыли и выплаты дивидендов в период действия постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 298, в частности, осуществлять приоритетное направление в 2021 году прибыли за 2020 год и нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды и не осуществлять в 2021 году выплаты дивидендов акционерам банков».
Указанные рекомендации необходимо довести до наблюдательных советов (советов директоров) и акционеров банков для принятия соответствующих решений.»
Между тем телеграм-канал «Эканомiка» упомянул требование Указа от 08.09.2020 № 339-дсп: «Обеспечить принятие органами управления банков решений о выплате дивидендов за январь — сентябрь 2020 г. и по итогам 2020 г. в размерах сверх минимальной обязательной части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет (в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637).
Однако парадокс заключается в том, что речь в Указе № 339-дсп идет только о белорусских госбанках, а для остальных банков рекомендации Национального банка сохраняют силу.
Мне неизвестно, есть ли подобные указания для других отраслей, но дурной пример заразителен, и в условиях ограниченного долгосрочного планирования негативных последствий уже можно ожидать многое.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь