Совет по МСФО выпустил ограниченные изменения к стандарту МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и Практическому руководству (PS) 2 «Вынесение суждений о существенности». И то и другое будет полезно составителям отчетности по МСФО в плане раскрытия пользователям отчетности информации об учетной политике в организации.
Внедрение целого ряда очень важных стандартов в 2019 году (IFRS 9, IFRS 15 и IFRS 16) потребовало значительных усилий и расходов. Выпуск стандартов IFRS 9 и IFRS 15 Николас Питер называет «шагом в правильном направлении», поскольку им удалось консолидировать несколько разрозненных руководств и привести в большее соответствие друг с другом управление рисками и бухучет. А вот IFRS 16, с другой стороны, в случае с BMW просто привел к тому, что компания стала раскрывать на балансе элементы, которые ранее отражала в примечаниях к отчетности. При этом за два года им пришлось значительно увеличить расходы на персонал и IT-системы.
Будущие проекты IASB должны дать ответы хотя бы на некоторые вопросы. В очередной раз глава международной организации упоминает готовящийся перевыпуск руководства по менеджерским отчетам, которое может стать хотя бы частью решения. «Оно станет хорошим способом сфокусироваться на финансовых рисках, которые пока не отражаются в финансовой отчетности», — сказал он. Также он видит это решением проблемы с раскрытием климатической информации в финансовой отчетности.
Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.
Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Бухгалтерский баланс не всегда отражает реальную стоимость активов, в том числе запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Учет запасов» оценка запасов производятся по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой цене продажи. Учетной политикой компании может быть предусмотрено, что уценке подлежат материальные запасы, которые числятся на складе дольше, чем некоторый установленный компанией срок. При этом для разных видов запасов (материалы, товары, отдельные группы материалов или товаров) может быть установлен разный срок. Таким образом, возникает задача рассчитать сумму уценки.
В последние годы в мировом сообществе в связи с изменением условий хозяйствования резко повысился спрос на информационную прозрачность и подотчетность бизнеса. Качество управленческих решений, принимаемых внешними пользователями, в первую очередь зависит от достоверности, надежности, ясности и легкопроверяемости информации, раскрываемой в отчетности. Сегодня такую возможность предоставляет интегрированная отчетность.
Многие предприятия, имеющие на балансе объекты недвижимости, наряду с основным бизнесом осуществляют так называемые непрофильные виды деятельности — сдают свои помещения в аренду под производство, офис, склад. При этом организации, представляющие свою отчетность в формате МСФО), в настоящее время представляют и раскрывают в финансовой отчетности информацию об арендных операциях в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который организации должны применять с 01.01.2019.
Вопросы, связанные с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности, с организацией бухучета государственных субсидий и других форм господдержки помощи в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» большинство предприятий отодвигает на второй план, так как сталкиваются с множеством проблем при оценке господдержки и противоречиями в белорусском законодательстве.
Для погружения в практику применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» начнем с напоминания, что контроль — возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности. Контроль включает властные полномочия в отношении инвестиций, права или риски от деятельности объекта инвестиции, возможность использовать властные полномочия в отношении объекта инвестиций для оказания влияния на доходность объекта инвестиций.
Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!
Рассмотрим изменения в МСФО, которые предстоит учесть в работе в ближайшем будущем — с 2020 года и позднее.
Минфин разработал поправки в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете). Одно из ключевых изменений — расширение круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Рассмотрим все детали изменений законодательства.
В условиях инфляции искажаются реальные значения финансовых коэффициентов. Решить этот вопрос позволяет применение Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО (IAS)) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»). Сущность данного стандарта состоит в необходимости пересчета финансовой отчетности организациями, функциональная (национальная) валюта которых является валютой страны с гиперинфляционной экономикой, с учетом уровня инфляции, поскольку «деньги теряют покупательную способность в таких темпах, что сравнение сумм, полученных от операций и событий, имеющих место в разное время даже в пределах одного отчетного периода, будет вводить в заблуждение»2.
В рамках “первой фазы” Совет по МСФО модифицирует требования к отчетности хеджирования, позволяя компаниям и далее исходить из, возможно, не совсем правдивого допущения, что ориентировочная ставка (LIBOR и проч.), на которой они рассчитывают хеджируемые денежные потоки, не изменится вследствие реформы. Другие возможные эффекты реформы пока что не удостоились внимания IASB, и никаких послаблений по ним не предусмотрено.