Практическое руководство по МСФО (IFRS) 10 |
МСФО (IFRS) 10 был выпущен в мае 2011 года, став частью пакета изменений, направленных на различные уровни взаимодействия с другими организациями. При этом МСФО 10 дает новое определение контроля и предоставляет подробное руководство по применению этого определения.
МСФО (IFRS) 10 применяется как к традиционным юридическим лицам, так и к специальным (или структурированным) объектам и заменяет соответствующие требования как МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (МСФО (IAS) 27) (2008 г.) и SIC-12 «Консолидация — объекты специального назначения» (SIC-12).
Влияние МСФО (IFRS) 10 на сферу консолидации в обычных ситуациях, связанных с контролем посредством обладания большинством голосов в объекте инвестиций, является несколько нестандартным. Однако проведение существенной оценки более запутанных и пограничных ситуаций в сфере контроля также заслуживает отдельного рассмотрения.
При этом МСФО (IFRS) 10 устанавливает единую контрольную модель для оценки контроля и определения объемов консолидации. Он применяется ко всем субъектам, включая «структурированные субъекты», которые ранее уже упоминались в качестве «объектов специального назначения» в рамках SIC-12.
Изложим основные требования МСФО 10, рассмотрим те области, где МСФО (IFRS) 10 чаще всего оказывает влияние на оценку консолидации и разъясняет, как Стандарт вписывается в более широкий «пакет консолидации».
Аннотация к ключевым положениям МСФО (IFRS) 10:
1. Цели.
Главной целью данного стандарта является установление основных принципов представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности организации, для чего требуется:
-
наличие юридического лица, контролирующего другое лицо (материнская и дочерняя компании), для последующего представления консолидированной отчетности (с учетом ограничений и изъятий, указанных ниже);
-
определение термина «контроль» и его утверждение в качестве основы для последующей консолидации отчетности;
-
утверждение конкретных рекомендаций по применению данного определения, а также представление руководства по подготовке консолидированной финансовой отчетности.
2. Сфера применения и исключения.
МСФО (IFRS) 10 применяется ко всем юридическим лицам (включая структурированные организации), за исключением долгосрочных планов в области занятости в рамках МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работников». При этом материнская организация, которая сама является дочерней структурой (промежуточная материнская организация), не должна представлять консолидированную финансовую отчетность в том случае, если она соответствует следующим критериям:
-
первичная материнская компания не имеет возражений по данному вопросу;
-
акции или иные финансовые инструменты организации не участвуют в торговом обороте на открытых рынках;
-
первичная материнская компания ведет подготовку собственной публичной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами МСФО.
Материнская организация, являющаяся субъектом инвестиционной деятельности, не должна предоставлять консолидированную финансовую отчетность в том случае, если имеются требования того, чтобы все ее дочерние предприятия оценивались по справедливой стоимости через оценку их прибылей или убытков. МСФО (IFRS) 10 применяется только к консолидированной финансовой отчетности, а требования к подготовке раздельной финансовой отчетности продолжают регулироваться нормами МСФО 27.
3. Определение контроля.
Инвестор контролирует объект инвестиций в тех случаях, если он обладает правами на получение переменных прибылей от своего участия в объекте инвестиций, а также возможностью оказания влияния на получаемые доходы посредством своего контроля над объектом инвестиций. При этом контроль требует:
-
обладания влиянием на объект инвестиций;
-
наличия права на получение переменных прибылей;
-
способности оказания влияния на получаемые доходы.
4. Применение определения «контроль».
МСФО (IFRS) 10 включает в себя некоторые дополнительные указания в части элементов и критериев определения «контроля» и их взаимодействия:
-
цель и структура объекта инвестиций;
-
«соответствующая деятельность» объекта инвестиций;
-
наличие у инвестора права и возможности к осуществлению руководства и координации соответствующей деятельностью объекта инвестиций;
-
обладает ли инвестор правами на получение переменных доходов.
Также МСФО (IFRS) 10 включает в себя руководство по более запутанным вопросам оценки контроля, которые включают в себя:
-
агентские отношения;
-
контроль над структурированными организациями;
-
потенциальные права голоса;
-
наличие контроля в отсутствие большинства голосов.
5. Подготовка консолидированной финансовой отчетности.
МСФО (IFRS) 10 сохраняет устоявшиеся принципы проведения процедур консолидации, в том числе:
-
исключение из отчетности внутригрупповых сделок и инвестиций материнской организации;
-
наличие единой учетной политики;
-
необходимость наличия единой отчетной даты для всей отчетности, используемой при составлении консолидированной отчетности;
-
выделение совокупного дохода и капитала вплоть до неконтролируемых долей участия;
-
учет изменений в долях участия без утраты контроля;
-
учет при потере контроля над дочерними организациями.
6. Раскрытие информации.
МСФО (IFRS) 10 не содержит каких-либо собственных требований к раскрытию информации, однако субъекты, использующие данный стандарт, также должны придерживаться МСФО 12, который устанавливает довольно широкий перечень норм в данной сфере.
Перевод с английского специально для журнала "МСФО": Андрей Дембский-Новиков
Продолжение читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь