Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Количество просмотров 390
Автор аудит, аудит, законодательство, законодательство, Беларусь Беларусь
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

Одним из институтов рыночной экономики в Беларуси является аудит. Действующий в настоящее время Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) вступил в силу 1 января 2014 г. За прошедшее после его вступления в силу время, с одной стороны, наука и практика выявили ряд аспектов, которые необходимо учесть, а с другой — в рамках подписанного Договора о Евразийском экономическом союзе (п. 26 Протокола по финансовым услугам к Договору о Евразийском экономическом союзе) предусматривается, что государства-члены осуществляют выработку гармонизированных требований к проведению аудита на основе Международных стандартов аудита (далее — МСА).

Одним из наиболее существенных аспектов, претерпевших изменения в Проекте, является вопрос о создании и функционировании Аудиторской палаты. Однако она уже ранее создавалась в нашей стране. Возможно, при принятии окончательного решения покажется интересным анализ проблем и решений, с которыми столкнулась ранее действовавшая Аудиторская палата.

Постановлением Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь от 06.12.2018 № 334-П6/V «О проекте закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»» установлено, что проект закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Проект) принят в первом чтении, которым постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам поручается доработать проект закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение шестой сессии
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва во втором чтении.

АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Отсчет новому виду экономической деятельности и, соответственно, профессии, аудиту начинается с принятия Советом Министров СССР 13 января 1987 г. еще в рамках большого государства СССР, куда входила Белорусская ССР, двух постановлений: «О порядке создания на территории совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». Пунктами 42 и 46 указанных постановлений соответственно предусматривалось, что проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. Уже в сентябре 1987 г. на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано первое на территории СССР акционерное общество «Инаудит», а союзным республикам было рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности аналогичных организаций. В отличие от нашей страны, другие союзные республики последовали рекомендации и создали соответствующие структуры, которые действовали в рамках СССР, в том числе на территории нашей страны. Несмотря на отсутствие соответствующей правовой основы в Беларуси в 1990 году появились первые хозрасчетные, независимые аудиторские организации, такие как «Минскаудит», «БелЭКОаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.

С распадом СССР стала очевидной необходимость в принятии каких-то решений в области регулирования рынка аудиторских услуг. В рамках независимого государства Республики Беларусь первым официальным документом в этой области стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1991 № 367 «О контрольно-ревизионной службе», которым:

признавалась целесообразность создания в республике аудиторской службы;

  • поручалось Министерству финансов, Госэкономплану, Министерству юстиции организовать работу по созданию Аудиторской палаты Республики Беларусь, а также утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь (далее — Временное положение);

  •  отмечалась целесообразность создания в республике аудиторской службы.

Пунктом 9 Временного положения определялось, что аудит имеют право осуществлять лица, аттестованные Аудиторской палатой после сдачи ими экзаменов и получения квалификационного удостоверения (лицензии). Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была образована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992 № 506 «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление № 506). Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была органом государственного управления с численностью работников центрального аппарата Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь 23 единицы (без персонала по обслуживанию и охране зданий), регулирующим аудиторскую деятельность в республике. Этот орган уполномочивался на лицензирование аудиторской деятельности. При этом устанавливалось, что лицензии на занятие аудиторской деятельности выдаются Аудиторской палатой при Совете Министров Республики Беларусь аудиторским организациям по результатам их аттестаций, а также аудиторами после сдачи ими соответствующих квалификационных экзаменов.

Постановлением № 506 было утверждено Положение об Аудиторской палате при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Положение № 506), Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами разрабатывала квалификационные требования к аудиторам и порядок занятия аудиторской деятельностью; организовывала проведение экзаменов у аудиторов, аттестацию аудиторов и аудиторских организаций, а также выдачу им лицензий (п. 4.5 и 4.6 Положения № 506).

На организационно-технические аспекты, связанные с лицензированием, потребовалось время. Фактически Аудиторской палатой при Совете Министров Республики Беларусь лицензии начали выдаваться только с февраля 1993 г. За 1993 год лицензии получили 39 аудиторских организаций.

Наиболее значимым недостатком в работе Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь, по мнению аудиторов, был тот факт, что чиновники, работавшие в этом органе, были практически недоступны для них из-за своего статуса и местонахождения, а немногочисленные аудиторы — разрознены. Были и другие негативные аспекты, которые привели к тому, что сами аудиторы и аудиторские организации стали искать пути решения консолидации по своему профессиональному признаку для решения назревших проблем, которых к тому моменту накопилось немало. Кроме того, стала ощутимой проблема правового вакуума по аудиторской деятельности. Именно по этой причине активизировалась работа по разработке закона об аудиторской деятельности. По инициативе аудиторов в этот период было созвано и проведено два республиканских съезда аудиторов.

Самым сложным и долго обсуждаемым вопросом со стороны депутатов стал статус аудиторской палаты: с одной стороны, аудиторы хотели независимый орган, сформированный по профессиональному признаку, а с другой — было опасение того, что без бюджетных вливаний не хватит финансовых ресурсов на содержание Аудиторской палаты. Учитывая «младенческий возраст» аудиторской службы в нашей стране, от ее «родителей» требовалось разумное решение организационных, методологических и финансовых проблем, связанных с дальнейшим развитием и расширением этой деятельности. На втором чтении депутатами выносимого проекта закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» статус Аудиторской палаты вызвал наибольшие разногласия. В результате ст. 7 принятого Закона Республики Беларусь от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 3373-XII) предусматривалось, что аудиторские организации или аудиторы в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могут создавать объединения аудиторских организаций или аудиторов в порядке, установленном законодательством.

Рассматривая этот период аудиторской деятельности в Республике Беларусь, приходится констатировать, что, несмотря на некоторые негативные аспекты, Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь сыграла важную роль в разработке ключевых направлений развития аудиторской деятельности в нашей стране; заложила основы в практических аспектах, предъявляемых к аудиторам и аудиторским организациям требованиям; осуществлению лицензирования; проводила работу по подготовке и повышению профессиональной квалификации аудиторских кадров, разработку учебных, учебно-тематических планов и программ экзаменов для аттестации аудиторов; вела учет аудиторских организаций и аудиторов и др.

АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА — САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Еще до окончательного принятия депутатами Закона № 3373-XII было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1994 № 454 «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней», которым:

1) на Аудиторскую палату Республики Беларусь возлагались функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь;

2) утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь (далее — Положение № 454), в соответствии с которым Аудиторская палата Республики Беларусь:

  • выдавала специалистам и аудиторским организациям лицензии на занятие аудиторской деятельностью, а денежные средства, полученные за выдачу аудиторам и аудиторским организациям лицензий и их перерегистрацию, в размере 50% оставались в ее распоряжении, а 50% — перечислялись в доход республиканского бюджета;

  • осуществляла контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

  • устанавливалась плата за выдачу лицензий в размере 2 минимальных заработных плат, перерегистрацию — в размере одной минимальной заработной платы (далее — МЗП), аудиторским организациям — соответственно в размере 10 и 5 МЗП;

  • определялись квалификационные требования к лицам, претендующим на аттестацию на право занятия аудиторской деятельностью;

  • регламентировалась ответственность за невыполнение требований Положения № 454.

Учитывая быстроизменяющееся правовое регулирование в области бухгалтерского учета и налогообложения, у аудиторов была объективная потребность в формировании соответствующей базы. Аудиторская палата была той структурой, в которую можно было обратиться за разъяснениями как по телефону, так и лично. Она поддерживала тесные связи со средствами массовой информации, информируя не только аудиторов, но и заказчиков их услуг о выявляемых нарушениях и об аудиторах и аудиторских организациях, лишенных лицензий.

С марта 1996 г. Аудиторской палатой совместно с Белорусской ассоциацией бухгалтеров начинает выпускаться «Комплект нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету», в который включались законодательные и иные акты последних лет. За 1996 год подготовлен 21 комплект нормативных документов, в которых собраны в основном все законы, принятые в 1996 году, а также методические указания по налогообложению и инструкции по бухгалтерскому учету. За январь — июнь 1997 г. подготовлено и выпущено 14 комплектов нормативных документов по безналичным расчетам, бухгалтерскому учету операций в валюте и др. Если учесть, что Интернета еще не было, а информационно-аналитические и справочные системы появились позже, то наличие таких комплектов позволяло аудиторам оперативно ориентироваться в быстро изменяющемся правовом поле.

В 1996 году Аудиторская палата начала разрабатывать стандарты по аудиту. Всего было предусмотрено разработать и утвердить около 30 стандартов. В 1996 году был утвержден первый стандарт «Порядок составления аудиторского заключения», разработаны и рассмотрены на заседании республиканского Совета аудиторов еще два стандарта: «Кодекс этики аудиторов» и «Договор и условия проведения аудиторской проверки». Проекты стандартов, разработанные Аудиторской палатой, передавались на экспертизу в международные организации (Британского института дипломированных бухгалтеров) на их соответствие международным нормам и принципам.

В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 28.07.1999 № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 30) на Министерство финансов возлагались функции по лицензированию аудиторской деятельности, разработке методологии аудита, контролю за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, а также по ведению государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, если иное не предусмотрено Декретом № 30 (п. 1 Декрета № 30). Имущество, принадлежавшее Аудиторской палате, было передано государственным органам (п. 3.3 Декрета № 30).

Несмотря на все трудности того периода, с которыми столкнулись аудиторы и руководство Аудиторской платы, следует отметить очень важные аспекты:

  •  изучался и применялся международный опыт в области функционирования профессиональных объединений аудиторов;

  •   проведена большая методологическая работа по унификации подходов в области стандартизации аудиторской деятельности, в том числе профессиональных и этических норм аудитора;

  •  произошло объединение аудиторов в единый орган, сформированный по профессиональному признаку на условиях саморегулирования.

Аудиторская палата самоликвидировалась, просуществовав 7 лет.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ АУДИТОРОВ

В Беларуси общественным объединением по профессиональному признаку в области аудиторской деятельности первой после самоликвидации Аудиторской палаты в 2001 году стала Ассоциация сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (далее — АСВА), которая являлась членом ЕССБА — Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов во главе с Председателем правления ОО «Ассоциация сертифицированных бухгалтеров и аудиторов», заведующим кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО «Белорусский государственный экономический университет», доктором экономических наук, профессором Панковым Дмитрием Алексеевичем. АСВА сыграла важную роль в области сертификации специалистов по программам CAP/CIPA, однако так и не смогла объединить аудиторское сообщество для решения проблем в области функционирования рынка аудиторских услуг.

Ассоциация профессиональных аудиторов зарегистрирована 30 сентября 2009 года. В нее вошел 21 индивидуальный предприниматель-аудитор с минимальными членскими взносами. Председателем Ассоциации профессиональных аудиторов является аудитор И.Ф. Володина. Согласно уставу предметом деятельности Ассоциации является консолидация усилий аудиторов и аудиторских компаний для защиты общих интересов и оказание всесторонней помощи для решения стоящих перед ними задач.

Практически одновременно 14 января 2010 г. зарегистрирована Ассоциация аудиторских организаций (далее — ААО), в состав которой входили 27 организаций. Со временем число организаций сокращалось. При этом ААО на периодической основе осуществляла контроль качества аудиторов.

Союз Сертифицированных аудиторов и бухгалтеров (АСБА) зарегистрирован в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 12.09.2016. Является некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере аудита и бухгалтерского учета, а также профессиональную и (или) образовательную деятельность в сфере экономики. Членами АСБА являются ООО «Бейкер Тилли Бел», ООО «Грант Торнтон», Общественное объединение сертифицированных бухгалтеров и аудиторов и ООО «РСМ Бел Аудит».

БУДУЩЕЕ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Приведенная выше информация свидетельствует о том, что значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Республике Беларусь.

Статьей 8 Проекта предусматривается создание Аудиторской палаты, которая является единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Учредителями Аудиторской палаты являются аудиторские организации и (или) аудиторы — индивидуальные предприниматели. По мнению автора, учредителями могут быть также и аудиторы. Членами Аудиторской палаты могут являться аудиторы — физические и юридические лица, не осуществляющие аудиторскую деятельность. Как видим, рассматриваемый проект возвращает к уже пройденному варианту объединения аудиторов на условиях саморегулирования. По мнению автора:

  • консолидация усилий профессионального аудиторского сообщества в Республике Беларусь является положительной тенденцией для решения многих наболевших вопросов аудиторской деятельности;

  • необходима разработка четкого механизма расчета сумм членских взносов с целью полного охвата всех субъектов аудита: аудиторов, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;

  • обязанность проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами должна быть возложена на Аудиторскую палату.

  • необходимо предусмотреть возможность членства в Аудиторской палате на платной основе помощников и ассистентов аудитора, а также профессиональных бухгалтеров Республики Беларусь.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?