Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Автор Илья Берг Илья Берг
Номер № 06/2019
Количество просмотров 196
Автор МСА (ISA) 540, МСА (ISA) 540, отчетность, отчетность, риски риски

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний.

Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений. В небольшом десятиминутном видео, которое было размещено на сайте IFAC, член Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) и руководитель рабочей группы внедрения МСА (ISA) 540 Рич Шарко (Rich Sharko) объясняет, каким образом в своей работе над стандартом им удалось учесть вещи, представляющие общественный интерес. Кроме того, он рассказывает об основных отличиях между прежней и новой версиями и делится планами дальнейшей работы своей группы по внедрению.

Приведем краткую историю. Изначально проект ориентировался на разработку аудиторских руководств для финансовых институтов. Как часть первоначальных предложений, в декабре 2015 года Совет (IAASB) принял решение расширить проект, добавив в него более целостный пересмотр стандарта МСА (ISA) 540. В значительной мере это стало ответом на появление новых стандартов финансовой отчетности, таких как МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» или новая американская модель для учета ожидаемых потерь (CECL). Этим, кстати, объясняется присутствие среди членов рабочей группы, которую возглавляет Рич Шарко, представителей Международной ассоциации страхового надзора (IAIS), Базельского комитета банковского надзора и американского регулятора аудита PCAOB.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

В весьма значительной степени новый стандарт уделяет внимание вопросам общественного значения. Одну из таких специфических тем представляют собой возросшие аудиторские риски, причиной роста которых послужили усложнившиеся бизнес-условия. Финансовая отчетность в наши дни требует более сложных оценочных значений, сопряженных с большей неопределенностью.

Кроме делового окружения, существенного суждения менеджеров, сопряженного с возросшими рисками финансовых манипуляций или неосознанного смещения, требуют и новые стандарты финансовой отчетности, такие как МСФО (IFRS) 9. Оценочные значения отныне в большей степени ориентированы в будущее. Такие оценки стали преобладающими во многих финансовых институтах и представляют собой в отдельных случаях фундаментальные основы их отчетности. А новые требования к раскрытию оговаривают более подробную информацию о связанных с оценками допущениях.

В связи с этим текущие недостатки аудита попали во внимание регуляторов в контексте обеспечения финансовой стабильности, поскольку сложные оценки требуют сложных бизнес-процессов, в частности, в секторе финансовых услуг. Предполагается большая зависимость от технологических решений в обработке поступающих из систем больших объемов данных, а значит, требуется и больший контроль со стороны менеджмента в использовании применяющихся моделей. С позиции аудитора при проверке такой информации требуется тщательное применение профессионального скептицизма, который отныне должен быть буквально «вшит» в их сознание, поскольку результаты предыдущих проверок качества аудита показали, что это зачастую не так.

И последний (не с точки зрения важности) момент, которому уделили внимание разработчики — это улучшение прозрачности и коммуникаций, что также служит общественным интересам. Реализуется это, во-первых, требованием о двустороннем диалоге между аудиторами и менеджерами по поводу сложных оценок в условиях сильной неопределенности и субъективности, а во-вторых — требованием об обмене информацией с регуляторами и органами надзора.

КЛЮЧЕВЫЕ УЛУЧШЕНИЯ

Совет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности внес следующие улучшения в стандарт МСА (ISA) 540. Прежде всего в стандарте более четко признаются теперь «неотъемлемые» (inherent) риски, которые идут из действующих концепций ISA 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», ISA 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» и ISA 330 «Обязанности аудитора в отношении подтвержденных рисков». Сами по себе «неотъемлемые» риски к тому же снабдили дополнительными концепциями — не только «неопределенностью оценки», но и «сложностью», «субъективностью» и «прочими факторами риска».

Стандарт содержит улучшенные процедуры по оценке риска, связанные с получением данных и пониманием аудитором условий ведения бизнеса, в том числе его систем внутреннего контроля. Для «неотъемлемых» рисков и контролируемых рисков в оценочных значениях предусмотрена отдельная оценка — это, в принципе, предполагалось и раньше, просто теперь ISA 540 оговаривает это более явно.

В пересмотренной версии стандарта Совет подчеркнул важность решений, принятых аудитором в отношении контроля в контексте оценочных значений, выделив связанные с этим требования МСФ (ISA) 315 и МСА (ISA) 330.

Также стандарт ввел в действие новую концепцию «целенаправленных рабочих усилий» (objective-based work efforts), что особенно актуально в ситуации оценки риска существенного расхождения в зависимости от сложности проведенной оценки.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.