Наша финансовая система никогда не сталкивалась с таким набором широких санкций и ограничений. Всю трагедию происходящего нам еще только предстоит осознать в будущем, но отчеты за прошлый год надо уже завершать, а значит, надо и пояснения о работе в 2022 году готовить. А с этим, как мы понимаем, пока большие трудности. Как можно обеспечить непрерывность деятельности, спрогнозировать кредитные убытки и спланировать прибыль, если события развиваются драматически стремительно?
Одним из факторов ведения успешного бизнеса является качество сопутствующего информационного обеспечения. Финансовая отчетность в этом обеспечении играет едва ли не ведущую роль, особенно если речь идет об информировании лиц, являющихся внешними пользователями отчетности. Финансовые менеджеры, аналитики, топ-менеджеры обязаны знать международные стандарты по целому ряду причин.
Пандемия COVID-19 потребовала беспрецедентного вмешательства в общество и экономику. Значительная часть расходов в мире распределялась в ускоренном порядке. В таких условиях особенно актуальным становится проведение аудита расходов. Об этом говорится в исследовании «Аудит пандемии: прозрачность, подотчетность и инклюзивность использования чрезвычайного финансирования для COVID-19», проведенном ACCA.
Принцип непрерывности деятельности компании является ключевой концепцией во всем мире. Особенно актуальным он является для белорусских предприятий, многие из которых находятся в тяжелом финансовом положении, вызванном кризисными явлениями в экономике страны, и перед многими из них возникает необходимость прекращения деятельности или даже ликвидации.
Обесценением признается превышение балансовой стоимости актива над возмещаемой суммой от продажи или использования такого актива. Это дает основание полагать, что данный актив обесценился, следовательно, организации необходимо отразить в учете убыток от обесценения этого актива.
Министр финансов Республики Беларусь Юрий Селиверстов настаивает, что применяемую в Беларуси систему оценки платежеспособности организаций нужно максимально приблизить к Международным стандартам финансовой отчетности. Важным шагом в этом направлении станет внесение изменений в
Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Мы решили разобраться, а в чем именно разница между подходами МСФО и нашей национальной методикой коэффициентного анализа платежеспособности.
В последнее время многие предприятия получили от правительства, от банков и Банка развития различные «плюшки» для преодоления экономического кризиса. Эти меры включают прямые дотации, освобождение от уплаты налогов, налоговые скидки и льготы, отсрочки внесения платежей в ФСЗН, продление периода списания налоговых убытков, сокращение государственных сборов, снижение арендной платы или отсрочку платежей и предоставление кредитов с низкими процентными ставками. Не все эти меры считаются государственными субсидиями в целях МСФО
(IAS) 20.
Весьма кстати Совет МСФО выпустил дискуссионный документ
IFRS 3, посвященный объединению бизнеса. Ведь сейчас на практике компании по-разному показывают эти сделки в отчетности: то формируя справедливую стоимость приобретенного бизнеса, то учитывают все затратным методом. Предлагается в отношении слияний и поглощений между независимыми сторонами справедливую стоимость раскрывать тогда, когда сделка по объединению бизнеса влияет на внешних стейкхолдеров.
При оценке результатов деятельности любой компании или банка за финансовый год важным показателем являются дивиденды. Дивиденды играют большую роль при оценке внедрения МСФО и являются обязательным критерием оценки эффективности. В тоже время Нацбанк Беларуси ожидает от банков следования рекомендациям, направленным письмом от 19.03.2020 № 47-13/46, в части направления нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды, а также неосуществления в текущем году выплаты дивидендов акционерам банка.
Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.
Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».
Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.
МСФО
(IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.
С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.
Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.