+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Новое в МСФО

Минэкономики о начислении амортизации с 1 января 2026 г.

Минэкономики о начислении амортизации с 1 января 2026 г. |

31 декабря 2025 г. завершается действие права неначисления амортизации (предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 991). С 1 января 2026 г. амортизационные начисления всеми организациями следует производить в общеустановленном порядке. Одновременно обращаем внимание на наличие в рамках действующего законодательства возможности сокращения (отсрочки) амортизационных отчислений.
Обзор МСФО, которые вступают в силу для годовых и промежуточных периодов с 1 января 2023 г.

Обзор МСФО, которые вступают в силу для годовых и промежуточных периодов с 1 января 2023 г. |

В статье представлен перечень новых стандартов, разъяснений и поправок, обусловливающих новые требования в отношении раскрытия информации для организаций, отчетный год которых заканчивается 31 декабря 2022 г., и соответствующих промежуточных периодов с 1 января 2023 г.
В Беларуси 33 организации с участием государства будут составлять отчетность по МСФО

В Беларуси 33 организации с участием государства будут составлять отчетность по МСФО |

Правительство установило перечень организаций с участием государства, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО и их Разъяснениями, Концептуальными основами представления финансовых отчетов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2023 № 351 «О перечне организаций с участием государства» вступает в силу с 1 января 2025 г.
Исследование о применении ESG-стандартов банками Беларуси

Исследование о применении ESG-стандартов банками Беларуси |

Аналитиками рейтингового агентства BIK Ratings в партнерстве с пулом банков — СберБанк, Белинвестбанк, Банк БелВЭБ — было проведено исследование применения ESG-практик в банковском секторе Беларуси.
Планируемые изменения в МСФО (IFRS) 9: инструменты, связанные договором

Планируемые изменения в МСФО (IFRS) 9: инструменты, связанные договором |

Инструменты, связанные договором (МСФО (IFRS) 9): предварительное решение. Критерии прекращения признания обязательств, погашаемых посредством электронных платежей (МСФО (IFRS) 9): предварительное решение.
Поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

Поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» |

Долгосрочные обязательства с ковенантами — поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Поправки вступают в силу в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2024 г. или после этой даты. Возможно досрочное применение.
ЕС утвердил первую в мире комплексную систему регулирования рынка криптовалют

ЕС утвердил первую в мире комплексную систему регулирования рынка криптовалют |

Европарламент 20 апреля принял Закон о регулировании криптовалютного рынка. Он впервые устанавливает единые требования для криптоплатформ, эмитентов токенов и трейдеров.
Страны, включенные в «черный» и «серый» списки, оцениваются ЕС как не соблюдающие гарантии налоговой реформы

Страны, включенные в «черный» и «серый» списки, оцениваются ЕС как не соблюдающие гарантии налоговой реформы |

Евросоюз обновил «серый» список налоговых юрисдикций, добавив в него Россию, Британские Виргинские острова, Маршалловы острова и Коста-Рику, говорится в сообщении Совета ЕС. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) обновила «серый» список государств, где выявлены существенные нарушения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Также члены ФАТФ выпустили проект руководства по Рекомендации 24, которое должно помочь компетентным органам и частному бизнесу внедрить недавно ужесточенные требования по отчетности о бенефициарной собственности компаний.
Директива ЕС о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) для иностранных компаний

Директива ЕС о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) для иностранных компаний |

Европейский парламент принял Директиву о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), которая обяжет более широкий круг компаний ЕС раскрывать данные о социальных и экологических (ESG — экологическое и социальное управление) последствиях своей деятельности. CSRD заменяет директиву о раскрытии нефинансовой отчетности (NFRD). CSRD должна обеспечить более детальное и стандартизованное раскрытие ESG-информации, ее независимую верификацию и аудит.


Обязательная переоценка основных средств на 1 января 2023 г.

Обязательная переоценка основных средств на 1 января 2023 г. |

В последний раз в обязательном порядке переоценка стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств в Республике Беларусь проводилась по состоянию на 1 января 2014 г. Поскольку сложившийся уровень инфляции в 2020–2021 гг. был меньше 100 %, то обязательной переоценки на 1 января 2021 г. и 1 января 2022 г. не было. Теперь же Белстат официально сообщил, что уровень инфляции в ноябре 2022 года по сравнению с декабрем 2013 г. составил 120,8 %.
Анализ изменений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности

Анализ изменений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности |

Предметом правового регулирования Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» (далее — Закон № 210-З) является расширение круга организаций, обязанных составлять бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с МСФО, применение этих стандартов организациями банковского сектора при ведении бухучета и составлении отчетности, приведение законодательства по вопросам бухучета и отчетности в соответствие с другими законодательными актами. Далее перечислены основные новации Закона № 210-З.
Изменились квалификационные требования к претендентам на должность главного бухгалтера

Изменились квалификационные требования к претендентам на должность главного бухгалтера |

Законом Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З внесены изменения в  Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», поэтому с 1 января 2023 г. вступают в силу уточненные квалификационные требования к лицам, назначаемым на должность главного бухгалтера организации. Речь идет о юридических лицах Республики Беларусь, представительствах иностранных и международных организаций, простых товариществах (участниках договора о совместной деятельности).

МНС: внесены изменения в законы по вопросам бухгалтерского учета и отчетности

МНС: внесены изменения в законы по вопросам бухгалтерского учета и отчетности |

"В Беларуси выстроена сбалансированная система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Вместе с тем для повышения инвестиционной привлекательности следует учитывать положительный международный опыт, как говорится, идти в ногу со временем, чтобы финансовая информация о работе предприятий реального сектора экономики или банков соответствовала общепринятым стандартам. На это и направлен данный законопроект, который предусматривает гармонизацию национального законодательства с МСФО".
Минфин: вниманию уполномоченных лиц аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей

Минфин: вниманию уполномоченных лиц аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей |

Главное управление регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита информирует, что с 20 октября 2022 г. на портале «Аудит» добавлена процедура аутентификации физических лиц, являющихся уполномоченным лицом аудиторской организации или аудитором — индивидуальным предпринимателем, с использованием электронной цифровой подписи.
Минфин изменил порядок представления депозитариями информации о владельцах ценных бумаг

Минфин изменил порядок представления депозитариями информации о владельцах ценных бумаг |

С 1 января 2023 г. вступит в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.09.2022 № 41 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июня 2016 г. № 43». Документом обновлены положения Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43, в части представления депозитариями информации о владельцах ценных бумаг.

Нацбанк скорректировал порядок подачи документов в квалификационную комиссию

Нацбанк скорректировал порядок подачи документов в квалификационную комиссию |

Кандидат предварительно должен заполнить анкету и представить документы в электронном виде через официальный сайт Национального банка. После проверки документов он получит либо сообщение о необходимости их доработки с учетом замечаний, либо уведомление о том, что документы могут быть представлены на рассмотрение специальной квалификационной комиссии Нацбанка.
Полемика
Аудит

1. Нарушения в расчете уровня существенности при планировании и оценке неустраненных искажений, выявленных в ходе аудита |

Предлагаем вашему вниманию комментарий Аудиторской палаты, подготовленный по материалам проверок аудиторских предприятий и индивидуальных предпринимателей по итогам 2024 года. Обращаем ваше внимание на важность соблюдения требований национальных правил и МСА. 02.11.2025 вступили в силу новые национальные правила аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и фактов несоблюдения законодательства».

2. При наличии признаков обесценения организация не применяла положения об обесценении активов |

Допустим, есть организация, которая не применяла положения об обесценении активов. Аудиторы особенно не придирались, удовлетворялись письмами о том, что признаков обесценения не выявлено. А признаки такие были. Притом по всему спектру (ВНА, запасы, финансовые вложения). И вот теперь организация хочет навести порядок и признать обесценение. Но по факту оно не сегодня произошло, и хотелось бы признать это ошибкой прошлых лет (ошиблись, не осознали, проводили тестирование с нарушением).

3. Как усилить внутренний аудит с помощью процессной аналитики? |

Внутренний аудит сталкивается с новыми вызовами: бизнес-процессы в компаниях становятся сложнее, ИТ-среда — многоуровневой, а время на проверку сокращается. При этом бизнес ждет от аудиторов не просто выявления нарушений, а конкретных рекомендаций по улучшению.

4. Управление дебиторской задолженностью компании. Как составить регламент по контролю дебиторки |

Коммерческая задолженность связана с предоставлением отсрочек покупателям и заказчикам, а также с авансированием поставщиков. При жесткой конкуренции продажи только на условиях 100 % предоплаты или неготовность авансировать поставщика сырья ухудшают положение предприятия. Если же компания может привлечь недорогое финансирование, разумная политика отсрочек и авансов позволяет получить с оборота задолженности доходность, соразмерную или даже превосходящую прямую наценку.
Колонка редактора

1. Об особенностях отражения дохода в соответствии с МСФО (IFRS) 15 при передаче покупателю контроля над выполненными работами (оказанными услугами) |

На практике часто возникает вопрос: контроль (по оказанным услугам) считается переданным с момента подписания акта выполненных работ в момент подтверждения покупателем или в момент выставленного акта выполненных работ продавцом?

2. Некоторые аспекты обесценения и прекращения признания активов |

Наш очередной год близится к завершению, а это значит, что очень скоро нам предстоят очередные инвентаризации, оценки и отчеты. Обратите внимание на необходимость заранее готовиться к применению нового стандарта МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности». Порядок учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций, по-прежнему предусмотрен в старом добром МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Основными аспектами учета основных средств являются...

3. Стандарты отчетности в области устойчивого развития. Фокус на ESRS, E1, E2, E3, E4, E5 и S1, S2, S3, S4 + 19 проектов! |

Новая Директива ЕС по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (так называемая «Директива CSRD») налагает на организации, в том числе из третьих стран, которые соответствуют критериям, указанным в Директиве CSRD, обязанность раскрывать в отчете о деятельности информацию, необходимую для понимания влияния данного субъекта на вопросы устойчивого развития и финансовое влияние выявленных рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, на его развитие и результаты в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах времени.