+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Новое в МСФО

Минэкономики о начислении амортизации с 1 января 2026 г.

Минэкономики о начислении амортизации с 1 января 2026 г. |

31 декабря 2025 г. завершается действие права неначисления амортизации (предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 991). С 1 января 2026 г. амортизационные начисления всеми организациями следует производить в общеустановленном порядке. Одновременно обращаем внимание на наличие в рамках действующего законодательства возможности сокращения (отсрочки) амортизационных отчислений.
Банки и НКФО перейдут на новый План счетов: изменения затронут проведение расчетов клиентами банков

Банки и НКФО перейдут на новый План счетов: изменения затронут проведение расчетов клиентами банков |

С 1 января 2025 г. белорусские банки начнут применять новый План счетов бухгалтерского учета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь», утвержденный постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.04.2023 № 126. Изменения затронут и проведение расчетов клиентами банков. Урегулированы вопросы взаимодействия банков с АИС ИДО в случаях, когда приняты меры по принудительному взысканию задолженности.
«Договоры о возобновляемой энергии»: поправки к МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7

«Договоры о возобновляемой энергии»: поправки к МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7 |

Совет по МСФО (IASB) опубликовал проект документа «Договоры о возобновляемой энергии», содержащего поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Поправки связаны с необходимостью более точного отражения в финансовой отчетности договоров (в особенности долгосрочных) о поставках возобновляемой энергии.
Совет по МСФО планирует расширить объем обязательной информации об объединении бизнесов

Совет по МСФО планирует расширить объем обязательной информации об объединении бизнесов |

Совет по МСФО предлагает внести в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнесов» поправки, обязующие компании отчитываться о цели своих наиболее важных приобретений, ожидаемых результатах и в последующие годы — о том, были ли эти результаты достигнуты. Сюда входит и информация об ожидаемом от всех существенных приобретений совокупно синергетическом эффекте.
Совет по МСФО (IASB) опубликовал поправки к требованиям классификации и оценки финансовых инструментов в МСФО (IFRS) 9

Совет по МСФО (IASB) опубликовал поправки к требованиям классификации и оценки финансовых инструментов в МСФО (IFRS) 9 |

Добавлено руководство по оценке соответствия договорных денежных потоков основному кредитному соглашению. Этот аспект касается главным образом классификации финансовых активов с учетом ESG и аналогичных характеристик. Введено определение «финансовые активы без права предъявления обратного требования».
Амортизация основных средств и нематериальных активов: комментарий к постановлению Совета Министров от 29 декабря 2023 г. № 991

Амортизация основных средств и нематериальных активов: комментарий к постановлению Совета Министров от 29 декабря 2023 г. № 991 |

Постановлением № 991 установлено право организаций и индивидуальных предпринимателей принять решение о неначислении амортизации на период с 1 января по 31 декабря 2024 г. и (или) с 1 января по 31 декабря 2025 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.
Белорусские «дочки» российских компаний-экспортеров обязаны сообщать Банку России о валютных активах

Белорусские «дочки» российских компаний-экспортеров обязаны сообщать Банку России о валютных активах |

В закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся изменения, которые обязывают резидентов предоставлять ЦБ информацию не только о своих валютных активах и обязательствах, но и о подобных активах и обязательствах дочерних хозобществ, в том числе находящихся за пределами РФ (при их наличии).
С 1 мая применяем новую структуру и форматы электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли

С 1 мая применяем новую структуру и форматы электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли |

Комментарий к постановлению Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 декабря 2023 г. № 9/75/35/26 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли».
Подписан Закон по вопросам предпринимательской деятельности

Подписан Закон по вопросам предпринимательской деятельности |

Закон устанавливает обновленную архитектуру предпринимательства и предусматривает две категории, занимающиеся предпринимательской деятельностью: юридические и физические лица. К юрлицам отнесены малые организации с численностью работающих до 100 человек, средние – до 250 сотрудников и крупные – свыше 250 человек. В категорию физлиц включены ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, самозанятые, индивидуальные предприниматели.
Одобрен проект соглашения с Россией о сотрудничестве в сфере надзора за финансовым рынком

Одобрен проект соглашения с Россией о сотрудничестве в сфере надзора за финансовым рынком |

22 апреля подписан Указ № 172, которым одобрен в качестве основы для проведения переговоров проект соглашения между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Обзор актуальных публикаций Совета по МСФО и Комитета по разъяснениям МСФО

Обзор актуальных публикаций Совета по МСФО и Комитета по разъяснениям МСФО |

Постоянные изменения и дополнения в международных стандартах финансовой отчетности — это одна из проблем, которые возникают у компаний по мере приближения сроков составления финансовой отчетности. Изменения в МСФО затрагивают не только бухгалтерский учет и раскрытие информации, но саму суть некоторых бизнес-процессов компаний. Поэтому крайне важно как можно раньше определить шаги, которые должна предпринять организация в ответ на изменения в МСФО.
Совет по МСФО подготовил поправки к требованиям о классификации и оценке финансовых инструментов

Совет по МСФО подготовил поправки к требованиям о классификации и оценке финансовых инструментов |

Совет по МСФО принял предварительное решение утвердить поправки, поясняющие, что если характер условного события не имеет непосредственного отношения к изменению базовых рисков и затрат, связанных с кредитованием, предусмотренные договором денежные потоки по финансовому активу являются исключительно платежами в счет основной суммы долга и процентов на непогашенную часть основной суммы долга. Подробнее читайте в статье.
Гиперинфляционные экономики: опубликованы данные IPTF по критериям МСФО (IAS)

Гиперинфляционные экономики: опубликованы данные IPTF по критериям МСФО (IAS) |

Специальная комиссия по вопросам международной практики (IPTF) Центра качества аудита (CAQ) 30 января 2024 г. опубликовала свежие данные об инфляции в странах мира. В соответствии с ASC 830, IPTF классифицирует страны по суммарному показателю инфляции за 3 года. Критерии классификации, используемые IPTF, соответствуют критериям МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике».
Указ от 8 января 2024 г. № 12: вводится обязательная ежегодная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств

Указ от 8 января 2024 г. № 12: вводится обязательная ежегодная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств |

Указ Президента Республики Беларусь от 08.01.2024 № 12 предусматривает корректировку Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622. Основное нововведение — с 1 января 2024 г. вводится обязательная ежегодная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств, независимо от уровня инфляции и каких-либо иных критериев.
Об особенностях начисления, неначисления и «замедления» амортизации в 2024 году

Об особенностях начисления, неначисления и «замедления» амортизации в 2024 году |

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 991 разрешено организациям и индивидуальным предпринимателям не начислять амортизацию в 2024–2025 годах. Обращаем внимание на наличие в рамках действующего законодательства дополнительных (и может более оптимальных) возможностей сокращения (отсрочки) амортизационных отчислений.
Полемика
Аудит

1. Нарушения в расчете уровня существенности при планировании и оценке неустраненных искажений, выявленных в ходе аудита |

Предлагаем вашему вниманию комментарий Аудиторской палаты, подготовленный по материалам проверок аудиторских предприятий и индивидуальных предпринимателей по итогам 2024 года. Обращаем ваше внимание на важность соблюдения требований национальных правил и МСА. 02.11.2025 вступили в силу новые национальные правила аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и фактов несоблюдения законодательства».

2. При наличии признаков обесценения организация не применяла положения об обесценении активов |

Допустим, есть организация, которая не применяла положения об обесценении активов. Аудиторы особенно не придирались, удовлетворялись письмами о том, что признаков обесценения не выявлено. А признаки такие были. Притом по всему спектру (ВНА, запасы, финансовые вложения). И вот теперь организация хочет навести порядок и признать обесценение. Но по факту оно не сегодня произошло, и хотелось бы признать это ошибкой прошлых лет (ошиблись, не осознали, проводили тестирование с нарушением).

3. Как усилить внутренний аудит с помощью процессной аналитики? |

Внутренний аудит сталкивается с новыми вызовами: бизнес-процессы в компаниях становятся сложнее, ИТ-среда — многоуровневой, а время на проверку сокращается. При этом бизнес ждет от аудиторов не просто выявления нарушений, а конкретных рекомендаций по улучшению.

4. Управление дебиторской задолженностью компании. Как составить регламент по контролю дебиторки |

Коммерческая задолженность связана с предоставлением отсрочек покупателям и заказчикам, а также с авансированием поставщиков. При жесткой конкуренции продажи только на условиях 100 % предоплаты или неготовность авансировать поставщика сырья ухудшают положение предприятия. Если же компания может привлечь недорогое финансирование, разумная политика отсрочек и авансов позволяет получить с оборота задолженности доходность, соразмерную или даже превосходящую прямую наценку.
Колонка редактора

1. Об особенностях отражения дохода в соответствии с МСФО (IFRS) 15 при передаче покупателю контроля над выполненными работами (оказанными услугами) |

На практике часто возникает вопрос: контроль (по оказанным услугам) считается переданным с момента подписания акта выполненных работ в момент подтверждения покупателем или в момент выставленного акта выполненных работ продавцом?

2. Некоторые аспекты обесценения и прекращения признания активов |

Наш очередной год близится к завершению, а это значит, что очень скоро нам предстоят очередные инвентаризации, оценки и отчеты. Обратите внимание на необходимость заранее готовиться к применению нового стандарта МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности». Порядок учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций, по-прежнему предусмотрен в старом добром МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Основными аспектами учета основных средств являются...

3. Стандарты отчетности в области устойчивого развития. Фокус на ESRS, E1, E2, E3, E4, E5 и S1, S2, S3, S4 + 19 проектов! |

Новая Директива ЕС по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (так называемая «Директива CSRD») налагает на организации, в том числе из третьих стран, которые соответствуют критериям, указанным в Директиве CSRD, обязанность раскрывать в отчете о деятельности информацию, необходимую для понимания влияния данного субъекта на вопросы устойчивого развития и финансовое влияние выявленных рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, на его развитие и результаты в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах времени.