В Беларуси вводится требование раскрывать «подлинных владельцев» бизнеса и контролировать их скрытые доходы |
Обязанность выявлять и фиксировать «подлинных владельцев» бизнеса совершенно не новая мировая тенденция — даже в Беларуси такая норма много лет действовала в банковской сфере.
Теперь же Налоговый кодекс с 2022 года устанавливает обязанность всех коммерческих организаций ежегодно до 31 декабря устанавливать подлинных владельцев организации и сообщать информацию о них по запросам налоговых органов и органов государственного контроля. При этом под подлинным владельцем следует понимать физическое лицо, которое непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц имеет возможность оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 20 НК). Коммерческая организация должна собирать следующую информацию о своих подлинных владельцах: Ф.И.О., страна места жительства, дата и основания возникновения статуса подлинного владельца.
Одним из примеров использования данных о подлинных владельцах компании (аффилированных лицах) станет указ о новых подходах к организации и проведению госзакупок, который сейчас уже находится в завершающей стадии согласования.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, говоря о проекте указа, подчеркнул, что «первое, что предлагается, — запрет на участие в госзакупках аффилированных лиц». Он отметил, что именно аффилированные сговоры — одна из коррупционных составляющих, которая приводит к значительному завышению цен.
Также более досконально надо проработать вопрос ведения базы аффилированных лиц. Однако на решение данного вопроса может потребоваться больше времени. «По данным международной статистики, при сговоре они дают завышение стоимости где-то на 20 %. Две компании пришли — попробуй их вычисли. А теперь конкурсные комиссии будут запрашивать у них данные и отслеживать», — добавил Алексей Богданов. До конца февраля документ должен быть внесен на подписание.
Также обратите внимание, что НК-2022 дополнен статьей 731, которая устанавливает порядок проведения камеральной проверки соответствия расходов физлица его доходам. Фактически в НК закрепляются те положения, которые применялись налоговыми органами на практике, однако не были отражены в НК. Целью такой проверки является установление физлиц, расходы которых превышают доходы. Такая проверка проводится за 10 лет, предшествующих году проверки, и включает в себя 2 этапа:
1) предварительный этап — осуществляется без всякого уведомления физического лица на основании информации о расходах и доходах физического лица, имеющейся у налоговых органов;
2) последующий этап — по общему правилу, осуществляется, если сумма превышения расходов над доходами по информации налоговой составит 500 базовых величин (BYN 16 000), в таком случае налоговые органы истребуют у физлица пояснения об источниках доходов.
По результатам представления таких пояснений, если будет установлено отсутствие превышения расходов над доходами, физлицу направляется сообщение о соответствии расходов и доходов, однако если превышение все же будет установлено, будет составлен акт проверки и произведено доначисление подоходного налога на сумму превышения расходов над доходами по ставке 20 % (ранее повышенная ставка подоходного налога составляла 16 %).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь