Лизингополучателям и лизингодателям о новациях в будущем регулировании лизинговой деятельности |
Важно заранее обратить внимание, что регламентированы будут не только общие вопросы осуществления лизинговой деятельности и традиционные «права — обязанности», но и:
-
требования к руководителям и бенефициарам, форме и содержанию договоров;
-
финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций;
-
порядок расчета показателя долговой нагрузки в отношении лизингополучателей;
-
порядок формирования и использования резерва на покрытие финансовых потерь;
-
требования к организации системы управления рисками.
Как говорят чиновники, «для комплексного регулирования отношений» в сфере лизинговой деятельности с учетом практики применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее — Указ № 99) разработан и уже всеми согласован проект закона «О лизинговой деятельности», который будет регламентировать:
-
вопросы осуществления лизинговой деятельности, в том числе лизинговой деятельности с жилыми помещениями;
-
требования к форме и содержанию договора финансовой аренды (лизинга) (далее — договор лизинга);
-
требования к размещению лизинговой организацией информации об осуществляемой ею лизинговой деятельности;
-
полномочия Нацбанка в сфере регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — ПОД/ФТ);
-
основные права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей.
Основными целями являются:
-
сохранение устойчивости финансового рынка путем обеспечения стабильного финансового состояния рынка лизинга, повышения прозрачности деятельности лизинговых организаций и сокращения теневого рынка;
-
содействие за счет расширения использования лизинга как финансового инструмента развитию экономики, продвижению продукции белорусского производства на внешних рынках, улучшению условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию для приобретения основных средств;
-
определение особенностей правового регулирования и повышение прозрачности законодательства, регулирующего лизинговую деятельность;
-
координация разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга в Беларуси;
-
повышение экономической эффективности использования лизинга как финансового инструмента и снижение рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех ее участников;
-
развитие лизинга на основе анализа и внедрения наилучшей международной практики.
Законом:
· устанавливаются правовые основы осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь и контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности;
· определяются требования к лизинговым организациям, порядок и условия заключения, исполнения и прекращения действия договора лизинга, полномочия Нацбанка по регулированию лизинговой деятельности и осуществлению контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Положения проекта предусматривают распространение правового режима на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие лизинговую деятельность, с учетом особенностей, установленных актами законодательства, регулирующими банковскую деятельность.
Мегарегулятор = Нацбанк
Нацбанк предлагается определить органом, осуществляющим регулирование лизинговой деятельности и обеспечивающим реализацию единой государственной политики в сфере лизинговой деятельности. Нацбанк также наделяется правом принимать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных этим законом и иными актами законодательства, принятыми в целях регулирования лизинговой деятельности.
Проектом закона предусмотрено наделение Нацбанка рядом полномочий в части установления:
· требования, в том числе к размеру собственного капитала, показателям финансовой деятельности, предъявляемые к лизинговым организациям при осуществлении лизинговой деятельности с отдельными предметами лизинга, заключении договоров лизинга с определенными категориями лизингополучателей, порядок направления уведомления о намерении осуществлять такую деятельность, а также порядок и условия ее осуществления;
· требований относительно квалификации и деловой репутации, предъявляемых к руководителю лизинговой организации, лицу, исполняющему его обязанности более четырех месяцев его заместителю, ответственному за выполнение правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (при его наличии), ответственным должностным лицам в сфере ПОД/ФТ и ответственным за управление рисками должностным лицам лизинговой организации, иным физлицам, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации;
· требований к деловой репутации, предъявляемых к учредителям (участникам), собственнику имущества, бенефициарным, иным владельцам лизинговой организации;
· перечня сведений об учредителях (участниках), собственнике имущества, бенефициарных и иных владельцах юрлица, представляемых при включении в реестр;
· требований к организации и функционированию системы управления рисками лизинговой организации.
Предусмотрены также полномочия Нацбанка в части дополнительных требований для управления рисками, в том числе право:
· устанавливать финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций;
· определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя — физлица, не выступающего при заключении и исполнении договора лизинга в качестве индивидуального предпринимателя;
· определять порядок и случаи проведения аттестации руководителя лизинговой организации, иного физлица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации.
Нацбанк предлагается наделить правом:
· потребовать временного отстранения от работы руководителя лизинговой организации, иного физлица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации, главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей в случаях, предусмотренных актами законодательства по вопросам регулирования лизинговой деятельности;
· определять максимальный срок, в течение которого должность руководителя лизинговой организации может быть вакантной;
· запрашивать и получать из единого государственного банка данных о правонарушениях информацию о должностных и иных лицах лизинговых организаций без письменного согласия физлица;
· запрашивать у субъектов рынка, лизинговых организаций информацию относительно осуществления ими лизинговой деятельности в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства о лизинговой деятельности, в том числе при рассмотрении обращений граждан и юрлиц;
· направлять в суд иски (заявления) о признании сделок по заключению и исполнению договоров лизинга недействительными (об установлении факта ничтожности таких сделок) и применении последствий их недействительности;
· применять меры реагирования в виде направления, требований (предписаний), рекомендаций в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности.
Признание сделок лизинговых организаций недействительными
Необходимость закрепления права Нацбанка направлять в суд иски (заявления) о признании сделок лизинговых организаций недействительными (об установлении факта ничтожности таких сделок) и применении последствий их недействительности обусловлена следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Республики Беларусь требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. При этом из положений ч. 2 п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» усматривается, что такой иск могут подавать лица, выступающие в силу предоставленных законодательством полномочий в защиту государственных и общественных интересов. Устав Нацбанка, а также иные акты законодательства не наделяют регулятор полномочиями на подачу такого иска. Принимая во внимание, что подачу иска можно оценить как способ вмешательства в правоотношения сторон по соответствующему договору, специалисты регулятора полагают, что данный вопрос должен быть урегулирован на уровне законодательного акта по аналогии с положениями, предусмотренными ст. 36 Банковского кодекса Республики Беларусь.
Размер уставного фонда и требования к руководителям/бенефициарам
Нацбанк наделяется также правом устанавливать минимальный размер уставного фонда для осуществления лизинговой деятельности лизинговой организацией.
В целях недопущения включения в реестр лизинговых организаций субъектов хозяйствования, учредителями (участниками), руководителями которых выступают лица, являвшиеся учредителями (участниками), руководителями юрлиц, ранее исключенных из реестра лизинговых организаций за допущенные нарушения при осуществлении лизинговой деятельности, предусматривается, что юрлицо, учредитель (участник), собственник имущества которого являлся учредителем (участником), владевшим не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев), собственником имущества, руководителем (иным физлицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени) юрлица, исключенного из реестра, может обратиться в Нацбанк за включением его в реестр не ранее 12 месяцев со дня такого исключения.
Несоблюдение данного требования будет являться основанием для отказа юрлицу во включении в реестр лизинговых организаций. При этом само юрлицо, исключенное из реестра за систематическое (два и более раза в течение 12 месяцев с даты первого предписания и (или) требования) неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания и (или) требования Нацбанка, может обратиться в Нацбанк за включением его в реестр не ранее 12 месяцев со дня такого исключения.
Положения Закона касательно установления требований к руководителю лизинговой организации, учредителю (участнику), бенефициарному, иному владельцу лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, вводятся в целях выполнения требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и рекомендаций Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Экспертами отмечено, что в законодательстве Беларуси имеются ограничения, препятствующие акционерам, руководителям — преступникам попасть на рынок. Так, акционерами, учредителями банков не могут быть лица, осужденные или имеющие непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления, а также лица, причастные к финансированию или иному пособничеству терроризму и экстремизму. При этом экспертами обращено внимание на то, что ограничения не распространяются на лиц, которые могут быть причастны к совершению других видов преступлений, а также отсутствуют аналогичные требования для аффилированных с ними лиц.
Кроме того, Законом Республики Беларусь от 13.05.2020 № 14-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» предусмотрен ряд положений, в соответствии с которыми устанавливается обязанность юрлиц определять своих бенефициарных владельцев, располагать актуальной и достоверной информацией о них, документально фиксировать, хранить полученную информацию и представлять ее уполномоченным госорганам и органу финансового мониторинга по их запросам, а также лицам, осуществляющим финансовые операции.
Поэтому субъекты рынка, лизинговые организации обязаны по запросу Нацбанка в 7-дневный срок со дня поступления такого запроса предоставлять информацию, необходимую для рассмотрения материалов относительно возможных фактов нарушения законодательства о лизинговой деятельности и принятия мер реагирования.
Определен круг обязанностей лизинговой организации:
· составлять и представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию, формы, объем, содержание, сроки и порядок составления и представления которой установлены Нацбанком;
· иметь Интернет-сайт, зарегистрированный в Госреестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сайт) и обеспечивать его доступность;
· раскрывать информацию об осуществляемой лизинговой деятельности и своем финансовом состоянии;
· обеспечить в течение 3 месяцев со дня включения в реестр с учетом требований, установленных Нацбанком, наличие системы управления рисками. До истечения указанного срока лизинговая организация предоставляет в Нацбанк документы, подтверждающие соответствие должностного лица лизинговой организации, ответственного за управление рисками, предъявляемым к нему квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным Нацбанком;
· назначить со дня включения в реестр ответственное должностное лицо (ответственных должностных лиц) в сфере ПОД/ФТ;
· соблюдать иные требования, установленные Нацбанком.
Также отчетность и иную информацию о лизинговой деятельности, осуществляемой на территории Беларуси через постоянное представительство, обязаны составлять и через свое постоянное представительство представлять в Нацбанк иностранные организации, осуществляющие в Республике Беларусь через постоянное представительство лизинговую деятельность. При этом Нацбанк устанавливает формы, объем, содержание, сроки и порядок составления и представления данной отчетности и информации.
Уточняются отдельные требования лизинговой деятельности
Так, уточняется положение о передаче прав и обязанностей лизингополучателя по договору лизинга другому лицу в части возможности изменения срока временного владения и пользования предметом лизинга в случае заключения соглашения о досрочном выкупе предмета лизинга. Целью включения положения о возможности передачи прав и обязанностей лизингополучателя по договору лизинга другому лицу является решение проблемы неплатежеспособности лизингополучателя. Досрочный выкуп предмета лизинга будет способствовать благополучному завершению сделки, осуществленной в рамках условий о стоимости и сроке временного владения и пользования предметом лизинга, существовавших на момент передачи этих прав и обязанностей.
В связи с вступлением в силу Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2018 № 73, которым однозначно определено, у какой стороны договора лизинга и на каком счете учитывается предмет лизинга, исчезла необходимость определения такого существенного условия договора лизинга, как указание на сторону, осуществляющую учет предмета лизинга на балансе в составе активов. Данное условие исключается из существенных.
Предусматривается возможность передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, в аренду, в том числе в оперативный лизинг. Данное положение соответствует международной практике, согласно которой оперативный лизинг рассматривается как аренда.
Что последует за законом?
С принятием Закона «О лизинговой деятельности» потребуется признать утратившим силу Указ № 99, а также принять ряд актов законодательства, в том числе предусматривающих:
· установление финансовых нормативов и их размеров для лизинговых организаций;
· порядок расчета лизинговыми организациями показателя долговой нагрузки в отношении лизингополучателей-физлиц;
· проведение Национальным банком аттестации руководителей лизинговых организаций, иных физлиц, уполномоченных в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации;
· установление требований к организации системы управления рисками в лизинговых организациях;
· внесение изменений в отчетность лизинговых организаций для обеспечения контроля соблюдения данными организациями требований к финансовой устойчивости;
· внесение изменений в порядок ведения реестра лизинговых организаций в части обеспечения наличия в нем информации о бенефициарных и иных владельцах лизинговых организаций и соблюдения ими требований к деловой репутации, соблюдении руководителями, иными должностными лицами квалификационных требований и требований к деловой репутации;
· определение порядка формирования и использования лизинговой организацией резерва на покрытие финансовых потерь, возникающих при исполнении договоров лизинга.
Что изменится в практике: лизинговый платеж неделим?
Еще на стадии общественного обсуждения на Правовом форуме Беларуси один из экспертов Сергей Кравчук обратил внимание на формулировки ст. 1 проекта закона:
«Лизинговые платежи — общая сумма платы лизингодателю за приобретение и предоставление лизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга, включающая в себя суммы, полностью или частично возмещающие инвестиционные расходы лизингодателя, учтенные в стоимости предмета лизинга, иные инвестиционные расходы, а также сумму вознаграждения (дохода) лизингодателя».
По мнению эксперта и с учетом в первую очередь судебной практики, расписывать, из чего состоит лизинговый платеж, не совсем верно. Мы исходим из принципа, который закреплен в постановлении Верховного Суда, что лизинговый платеж неделим. Именно это понимание в случае расторжения договора лизинга не дает недобросовестным лизингополучателям рассчитывать на получение возврата части лизинговых платежей. В случае, если мы установим законодательно, из каких частей состоит платеж, то в этом случае будет трудно опираться на правило, что этот платеж неделим (так как нам прямо законодатель его делит на определенные части). Эксперт считает, что этот подход не соответствует выработанной практике, в том числе судебной (согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь от 20.03.2017, лизинговый платеж является неделимым и представляет собой плату за владение и пользование предметом лизинга).
По мнению эксперта, определение можно закрепить следующим образом: «Лизинговые платежи — общая сумма платы лизингодателю за приобретение и предоставление лизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга. Лизинговый платеж является неделимым и представляет собой плату за владение и пользование предметом лизинга». Тем самым мы показываем главную функцию и сущность лизингового платежа — это плата за пользование имуществом. Поэтому в случае расторжения договора эта плата (в полном размере) не подлежит возврату лизингополучателю.
О ЛИЗИНГЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В рамках обсуждения проекта на Правовом форуме Беларуси Сергей Шиманович предложил дополнить главу 8 «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ» статьей «Внесение изменений в кодексы» следующего содержания:
«Статья ___. Внесение изменений в кодексы
1. Внести в Гражданский кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 года следующие изменения:
Статью 637 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года изложить в следующей редакции:
«Статья 637. Предмет договора финансовой аренды
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов, а также объекты интеллектуальной собственности».
Эксперт акцентирует внимание, что корректировка ст. 637 Гражданского кодекса в части ее дополнения возможностью передачи в финансовый лизинг объектов интеллектуальной собственности (программного обеспечения (компьютерных программ) и других результатов интеллектуальной деятельности) назрела уже давно. Имеется большой потенциальный спрос на такие активы у субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Также эксперт предлагает ч. 4 п. 4 ст. 15 «Передача предмета лизинга лизингополучателю. Возврат предмета лизинга лизингодателю.» изложить в следующей редакции: «Под отказом (уклонением) от подписания акта приемки-передачи предмета лизинга понимается направление лизингополучателем лизингодателю письменного отказа от подписания акта либо его неподписание лизингополучателем в течение пятнадцати рабочих дней с даты направления лизингодателем лизингополучателю по адресу, указанному в договоре лизинга заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или вручения нарочным, если более длительный срок не предусмотрен договором лизинга». Данное изменение позволит не допустить уклонения от возврата предмета лизинга недобросовестным лизингополучателем путем сознательного неполучения направленного ему почтовым отправлением акта.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь