+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
Статьи информационного портала «proMSFO.by»
RSS

Результат поиска по автору: Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"


«О работе аудиторской организации». Готовим отчетность за 2020 год по новым требованиям

«О работе аудиторской организации». Готовим отчетность за 2020 год по новым требованиям |

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 07.08.2020 № 68 вступает в силу с 1 января 2021 г. Отчет-2020 и Указания-2020 вводятся в действие начиная с отчета за 2020 год. Отчет-2020 должен быть представлен до 1 марта. Рассмотрим некоторые из аспектов Отчета 1-аудит за 2020 г.
Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов

Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое регулирование.
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Азы применения НСБУ № 74 «Финансовые инструменты» в вопросах и ответах

Азы применения НСБУ № 74 «Финансовые инструменты» в вопросах и ответах |

Постановлением Минфина Беларуси от 22.12.2018 № 74 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» внесены изменения в ряд нормативных актов. НСБУ № 74 вступило в силу с 01.01.2019, а это значит, что некоторые аспекты следует немедленно учесть в учетной политике. Рассмотрим более подробно некоторые аспекты для информационно-аналитического обеспечения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в части финансовых инструментов.

МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы

МСФО ОС в Беларуси: перспективы и проблемы |

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления», которое вступило в силу с 12.02.2019. Теперь пора изучать МСФО ОС и начать предлагаем с наиболее существенных расхождений между существующим бухучетом госсектора и МСФО ОС. Различия можно выделить по группам: понятия, методологические принципы, способы учета и составления отчетности. Первоочередное существенное отличие заключается в разных подходах к определению базовых принципов отражения фактов хозяйственной жизни. Порядок отражения фактов в госсекторе Беларуси основан на принципе преобладания юридической формы хозопераций над их экономической сущностью. Такое представление накладывает ограничения на анализ отчетности по НСБУ, поскольку экономическое состояние организации может существенно расходиться с данными первичных документов.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
О проекте изменений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»

О проекте изменений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» |

Поскольку речь идет об имплементации международных стандартов аудита, в состав нормативных актов необходимо включить МСА и обозначить их место в иерархии законодательства Республики Беларусь с учетом требований Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Совершенствование аудита субъектов малого предпринимательства на основе МСА

Совершенствование аудита субъектов малого предпринимательства на основе МСА |

За последние 30 лет аудит прочно вошел в экономическую жизнь нашей страны. Необходимо повысить доверие пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием потенциала независимого аудита.Однако по-прежнему есть ряд нерешенных вопросов, к числу которых можно отнести аспекты, связанные с аудитом субъектов малого предпринимательства.
Применение международных стандартов аудита в Республике Беларусь: проблемы и пути решения

Применение международных стандартов аудита в Республике Беларусь: проблемы и пути решения |

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, аудируется в соответствии с Международными стандартами аудита. Однако в Республике Беларусь соблюдение данного условия обозначило ряд проблем. Некоторые из них рассмотрим в данной публикации.
О новом Национальном стандарте по бухгалтерской отчетности

О новом Национальном стандарте по бухгалтерской отчетности |

Постановлением Минфина Беларуси от 12.12.2016 № 104 введен новый Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», а также внесены дополнение и изменения в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность».

Полемика
Аудит

1. Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций и механизмах финансирования расходов |

Указ от 23.08.2024 № 333 «Об особенностях работы с имуществом неплатежеспособных организаций» вступил в силу с 25 ноября 2024 г. и упрощает порядок отчуждения (передачи) и госрегистрации предприятий как имущественных комплексов, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных капитальных строений, машино-мест в процедурах конкурсного производства, санации, ликвидационного производства неплатежеспособных организаций.

2. Особенности налогообложения операций с цифровыми знаками (токенами) в 2025 году |

Изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2025 год не устанавливают, какие операции с криптовалютой могут совершать юридические лица, а регламентирует лишь порядок их налогообложения. Перечень разрешенных сделок с цифровыми знаками для юридических лиц, как и ранее, определяет Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики». Проект НК-2025 уточняет общие вопросы налогообложения операций с такими активами.

3. Новые правила начисления амортизации на легковые автомобили |

Внесены изменения в  Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. C 1 января 2025 г. при начислении амортизации всех видов легковых автомобилей (в том числе специальных и используемых для услуг такси) в отношении авто, принятых к учету после 1 января 2023 г., начисление амортизации необходимо производить исходя из срока полезного использования равного нормативному сроку службы, линейным либо производительным способом.

4. Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса |

Постановлением Совмина от 18.10.2024 № 770 установлены форма промежуточного ликвидационного баланса и форма ликвидационного баланса (образцы приведены в конце статьи). Указанные формы не применяются в ликвидационном производстве в соответствии с  Законом Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Постановление не меняет существующего подхода к ликвидации, вместе с тем у ликвидаторов могут возникнуть сложности заполнения утверждаемой формы, вызванные возможным отсутствием результатов оценки имущества для реализации требования о стоимостном выражении имущества. Это обусловлено тем, что обязательность оценки стоимости имущества при ликвидации не предусмотрена.
Колонка редактора

1. Новый стандарт МСФО (IFRS) 18: показатели эффективности, определяемые руководством |

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) выпустил долгожданный новый стандарт МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в финансовой отчетности» (Presentation and Disclosure in Financial Statements). Стандарт вступит в силу для отчетности, подготовленной за год, начинающийся с 1 января 2027 г., с учетом требований некоторых юрисдикций представления сравнительной информации на две сравнительных отчетных даты ретроспективно должны быть скорректированы данные на 1 января 2025 г. и 1 января 2026 г.

2. Дочерним компаниям станет еще проще с отчетностью: кого порадуют поправки к МСФО (IFRS) 19? |

Целью поправок является сокращение и упрощение требований к раскрытию информации в отношении: недостатка конвертируемости (поправки к МСФО (IAS) 21); международной налоговой реформы — типовых правил Pillar Two (поправки к МСФО (IAS) 12); договоренностей о финансировании поставщиков (поправки к МСФО (IAS) 7); основной финансовой отчетности (МСФО (IFRS) 18); долгосрочных обязательств с ковенантами (поправки к МСФО (IAS) 1).

3. Некоторые особенности составления промежуточной отчетности за 6 месяцев 2024 года |

Не успели компании отчитаться за 2023 финансовый год, как уже наступила пора составлять промежуточную финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Напомним, что ключевым смыслом МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» является то, что в такой отчетности должны раскрываться только существенные данные и изменения по сравнению с информацией, представленной в предшествующей годовой финансовой отчетности.