Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |
Цель аудита — повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Мнение аудиторской организации выражается относительно того, отражает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно во всех существенных аспектах или дает ли справедливый и достоверный взгляд на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения за год, закончившийся на отчетную дату, в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 и 5 Национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114 (далее — НПАД № 114)).
Поскольку показатели форм бухгалтерской отчетности формируются в стоимостных показателях, аудитор должен сформировать мнение о правильности произведенной оценки показателей и статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При проведении аудита аудиторы должны руководствоваться Национальными правилами аудиторской деятельности (НПАД). НПАД — принятые Минфином нормативные правовые акты, устанавливающие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные законодательством об аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З).
Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86); приложение к НПАД № 86. Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности (таблица) (п. 4 НПАД № 86; приложение к НПАД № 86).
Таблица
Перечень основных оценочных значений
№ п/п |
Вид оценочных значений |
Примечание |
1 |
Амортизация основных средств |
Условия регулирования процесса амортизации установлены законодательством о бухучете (Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6) |
2 |
Амортизация нематериальных активов |
|
3 |
Фонд потребления |
Данные фонды в коммерческих организациях в настоящее время не формируются, поскольку не предусмотрены законодательством (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)) |
4 |
Фонд накопления |
|
5 |
Резервный фонд |
Создание такого фонда предусмотрено законодательством о бухучете (п. 65 Инструкции № 50) |
6 |
Резервы по сомнительным долгам |
Создание такого резерва предусмотрено законодательством о бухучете (п. 49 Инструкции № 50; гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102) |
7 |
Резервы предстоящих расходов и платежей. В том числе: |
В настоящее время законодательством предусмотрены только резервы предстоящих платежей. В том числе предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам, резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации (п. 75 Инструкции № 50) |
7.1 |
предстоящей оплаты отпусков |
— |
7.2 |
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет |
— |
7.3 |
производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности |
В настоящее время исключен |
7.4 |
предстоящих затрат по ремонту основных средств |
В настоящее время исключен |
7.5 |
предстоящих затрат по ремонту предметов проката |
В настоящее время исключен |
7.6 |
затрат по возведению временных (титульных) зданий и сооружений |
В настоящее время исключен |
7.7 |
иные резервы, предусмотренные нормативными правовыми актами |
В настоящее время нормативными правовыми актами предусмотрено создание следующих резервов: § резерв по затратам на выполнение перенесенных работ — данный вид резервов предусмотрен для заказчиков (застройщиков), осуществляющих долевое строительство объектов (Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10); § резерв по выводу основных средств из эксплуатации (гл. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26); § резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может формироваться в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей (п. 2 ст. 440 ГК, Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей); § резервы под снижение стоимости запасов (п. 18Инструкции № 50; п. 19 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133); § резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений (п. 45 Инструкции № 50) |
Как видно из данных таблицы, несмотря на то, что ряд основных оценочных значений в настоящее время не применяется, так как НПАД № 86 утратил силу, большая их часть имеет место в современной учетной практике (приложение к НПАД № 86).
Следует подчеркнуть, что аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели обязаны
...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь