Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Количество просмотров 12
Автор аудит, аудит, стандарты, стандарты, законодательство законодательство
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

Цель аудита — повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Мнение аудиторской организации выражается относительно того, отражает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно во всех существенных аспектах или дает ли справедливый и достоверный взгляд на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения за год, закончившийся на отчетную дату, в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 и 5 Национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114 (далее — НПАД № 114)).

 

Поскольку показатели форм бухгалтерской отчетности формируются в стоимостных показателях, аудитор должен сформировать мнение о правильности произведенной оценки показателей и статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При проведении аудита аудиторы должны руководствоваться Национальными правилами аудиторской деятельности (НПАД). НПАД — принятые Минфином нормативные правовые акты, устанавливающие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные законодательством об аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З).

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86); приложение к НПАД № 86. Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности (таблица) (п. 4 НПАД № 86; приложение к НПАД № 86).

Таблица

Перечень основных оценочных значений

п/п

Вид оценочных значений

Примечание

1

Амортизация основных средств

Условия регулирования процесса амортизации установлены законодательством о бухучете (Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6)

2

Амортизация нематериальных активов

3

Фонд потребления

Данные фонды в коммерческих организациях в настоящее время не формируются, поскольку не предусмотрены законодательством (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50))

4

Фонд накопления

5

Резервный фонд

Создание такого фонда предусмотрено законодательством о бухучете (п. 65 Инструкции № 50)

6

Резервы по сомнительным долгам

Создание такого резерва предусмотрено законодательством о бухучете (п. 49 Инструкции № 50; гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102)

7

Резервы предстоящих расходов и платежей.

В том числе:

В настоящее время законодательством предусмотрены только резервы предстоящих платежей. В том числе предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам, резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации (п. 75 Инструкции № 50)

7.1

предстоящей оплаты отпусков

7.2

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

7.3

производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности

В настоящее время исключен

7.4

предстоящих затрат по ремонту основных средств

В настоящее время исключен

7.5

предстоящих затрат по ремонту предметов проката

В настоящее время исключен

7.6

затрат по возведению временных (титульных) зданий и сооружений

В настоящее время исключен

7.7

иные резервы, предусмотренные нормативными правовыми актами

В настоящее время нормативными правовыми актами предусмотрено создание следующих резервов:

§     резерв по затратам на выполнение перенесенных работ — данный вид резервов предусмотрен для заказчиков (застройщиков), осуществляющих долевое строительство объектов (Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10);

§     резерв по выводу основных средств из эксплуатации (гл. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26);

§     резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может формироваться в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей (п. 2 ст. 440 ГК, Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей);

§     резервы под снижение стоимости запасов (п. 18Инструкции № 50; п. 19 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133);

§     резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений (п. 45 Инструкции № 50)

 

Как видно из данных таблицы, несмотря на то, что ряд основных оценочных значений в настоящее время не применяется, так как НПАД № 86 утратил силу, большая их часть имеет место в современной учетной практике (приложение к НПАД № 86).

Следует подчеркнуть, что аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели обязаны 

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?