МСФООС в Беларуси: перспективы и проблемы |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Номер № 01/2019
Количество просмотров 539
Автор МСФООС, МСФООС, госсектор, госсектор, НСБУ, НСБУ, бюджет бюджет

Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее — Постановление № 82), которое вступило в силу с даты официальной публикации — 12.02.2019. Постановлением № 82 утверждены:

§   концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — Концепция);

§   план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — План).

Следует отметить, что ранее п. 4 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривалось расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность и обеспечить применение в Республике Беларусь на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете.

Разработкой международных стандартов финансовой отчетности занимается Международная федерация бухгалтеров в лице соответствующей комиссии:

1) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

2) Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Респуб- лики Беларусь. За прошедшее время на территории страны были введены МСФО следующими постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь:

  •   от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 30.12.2016 № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •  от 04.11.2017 № 830/12 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 01.03.2018 № 170/5 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 30.08.2018 № 628/11 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 2018 г. № 170/5».

Как видим, вводились только МСФО, а МСФООС для организаций государственного сектора оставались «за кадром».

Правительство, руководствуясь абз. 2 п. 3 ст. 5 Закона № 57-З, согласно которому Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности, впервые в учетной практике Беларуси разработал долгосрочные значимые и объемные документы для организаций государственного сектора: Концепцию и План.

Концепция разработана в развитие стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь, определенной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» (далее — Постановление № 1080). Постановлением № 1080 утверждены:

  • Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь;

  •  состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

Следует отметить, что это очень знаковое событие для нашей страны — важный шаг на пути гармонизации отечественного законодательства в этой области и возможность активизировать работу в направлении сближения с МСФООС наряду с такими странами бывшего СССР, как Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина.

Главной целью реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления (абз. 2 гл. 3 Концепции).

Следует отметить, что если в отношении МСФООС предприняты конкретные шаги, то в отношении Международных стандартов аудита (далее — МСА) пока никакой подвижки нет. Однако ряд МСА напрямую указывают на связь МСФО и МСФООС с МСА (таблица).

Таким образом, как представляется автору, впереди предстоит очень ответственная и сложная работа по применению МСА в Беларуси, в том числе для сектора государственного управления. Возможно, руководствуясь абз. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» Совет Министров Республики Беларусь в части обеспечения проведения единой государственной политики в области аудиторской деятельности, разработает аналогичные Концепции и Плану документы в области аудита, в том числе применения Международных стандартов аудита.

Таблица

Взаимосвязь MCA с МСФО и МСФООС

Номер и наименование MCA

Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО

MCA 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

Пункт A7. Некоторые концепции подготовки финансовой отчетности являются концепциями достоверного представления, в то время как другие являются концепциями соответствия. Те концепции подготовки финансовой отчетности, которые включают в основном стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые органом, признанным или уполномоченным устанавливать стандарты для применения организациями при подготовке финансовой отчетности общего назначения, часто имеют целью достижение достоверного представления, например, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), выпускаемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО).

Пункт A8. Кроме того, требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности определяется и перечень документов, составляющих полный комплект финансовой отчетности. Во многих случаях концепцией предусматривается, что финансовая отчетность должна предоставлять информацию о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации. Для таких концепций полный комплект финансовой отчетности будет включать баланс; отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств и соответствующие примечания. Для некоторых иных концепций подготовки финансовой отчетности полный комплект финансовой отчетности может состоять лишь из одного-единственного финансового отчета и соответствующих примечаний:

  •    в Международном стандарте финансовой отчетности для организаций государственного сектора (МСФГОС) «Финансовая отчетность на основе кассового метода учета», выпущенном Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций государственного сектора, например, устанавливается, что при подготовке финансовой отчетности организацией государственного сектора в соответствии с этим МСФГОС основным финансовым отчетом является отчет о денежных поступлениях и выплатах;
  •    другие примеры единственного финансового отчета, каждый из которых будет включать соответствующие примечания:

— баланс;

— отчет о прибылях и убытках или отчет о результатах деятельности;

— отчет о нераспределенной прибыли;

— отчет о движении денежных средств;

— отчет об активах и обязательствах, не включающий собственный капитал;

— отчет об изменениях в собственном капитале;

— отчет о выручке и расходах;

— отчет о результатах деятельности по видам продукции

МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

Пункт A8. В настоящее время не существует объективного и авторитетного, признанного во всем мире обоснования, которое позволяло бы судить о приемлемости той или иной концепции подготовки финансовой отчетности общего назначения. В отсутствие такого обоснования предполагается, что для подготовки финансовой отчетности общего назначения приемлемо использовать стандарты финансовой отчетности, установленные органами, которые уполномочены или признаны как органы стандартизации финансовой отчетности организаций того или иного типа, при условии, что такие органы в своей работе следуют установленному и прозрачному регламенту работы, подразумевающему взвешенность и учет мнений широкого круга заинтересованных сторон. Примеры таких стандартов финансовой отчетности включают:

§     Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

§     Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора;

§     принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, распространяемые соответствующей уполномоченной или признанной организацией по разработке стандартов в той или иной юрисдикции, при условии, что данная организация в своей работе следует установленному и прозрачному регламенту работы, подразумевающему взвешенность и учет мнений широкого круга заинтересованных сторон

МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

Суждение о вопросах, существенных для пользователей финансовой отчетности, определено в соответствии с Концепцией подготовки и представления финансовой отчетности, принятой Советом по МСФО в апреле 2001 г.

МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

2. В разных концепциях подготовки финансовой отчетности могут использоваться разные определения термина «справедливая стоимость» (в том числе применительно к разным активам, обязательствам или раскрываемой информации в рамках какой-то конкретной концепции). Например, МСФО (IAS) 39 («Финансовые инструменты: признание и оценка») определяет справедливую стоимость как «сумму, за которую актив может быть обменен или в которой обязательство может быть урегулировано в результате осуществления операции между не зависящими друг от друга сторонами, осведомленными об условиях операции и желающими совершить такую операцию».

В приложении «Оценка справедливой стоимости и раскрытие информации при применении разных концепций подготовки финансовой отчетности» дается прямая ссылка на МСФО 39

МСА 560 «События после отчетной даты»

2. На финансовую отчетность могут оказывать влияние определенные события, имеющие место после отчетной даты. В рамках многих концепций подготовки финансовой отчетности такие события рассматриваются особо*. В соответствии с такими концепциями подготовки финансовой отчетности обычно выделяются события двух типов: благоприятные, неблагоприятные.

* Например, в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода» рассматривается порядок отражения в финансовой отчетности событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), которые имели место в период между отчетной датой (именуемой в МСФО (IAS) «датой окончания отчетного периода») и датой одобрения финансовой отчетности к выпуску

МСА 570 «Непрерывность деятельности»

Пункт 3. Некоторые концепции подготовки финансовой отчетности содержат явное требование к руководству проводить специальную оценку способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, а также требования стандартов в отношении вопросов, которые необходимо рассмотреть, и информации, которую следует раскрыть в связи с допущением о непрерывности деятельности. Например, в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 1 («Представление финансовой отчетности», п. 25–26) руководство должно выполнить оценку способности организации продолжать непрерывно свою деятельность.

Пункт A2. Принцип непрерывности деятельности, используемый в бухгалтерском учете, может также применяться руководством организаций государственного сектора. Например, в международном стандарте финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) 1 («Представление финансовой отчетности», п. 38–41) рассматривается вопрос о способности организаций общественного сектора продолжать непрерывно свою деятельность

МСА 700 «Формирование мнения и составления заключения о финансовой отчетности»

Пункт 9. Ссылка на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в настоящем стандарте означает Международные стандарты финансовой отчетности, выпущенные Советом по международным стандартам финансовой отчетности, а ссылка на Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора означает Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), выпущенные Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.