МСФООС в Беларуси: перспективы и проблемы |

Количество просмотров 34
Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Автор МСФООС, МСФООС, госсектор, госсектор, НСБУ, НСБУ, бюджет бюджет
МСФООС в Беларуси: перспективы и проблемы

Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» (далее — Постановление № 82), которое вступило в силу с даты официальной публикации — 12.02.2019. Постановлением № 82 утверждены:

§   концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — Концепция);

§   план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — План).

Следует отметить, что ранее п. 4 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривалось расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность и обеспечить применение в Республике Беларусь на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете.

Разработкой международных стандартов финансовой отчетности занимается Международная федерация бухгалтеров в лице соответствующей комиссии:

1) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

2) Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Респуб- лики Беларусь. За прошедшее время на территории страны были введены МСФО следующими постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь:

  •   от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 30.12.2016 № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •  от 04.11.2017 № 830/12 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 01.03.2018 № 170/5 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

  •   от 30.08.2018 № 628/11 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 2018 г. № 170/5».

Как видим, вводились только МСФО, а МСФООС для организаций государственного сектора оставались «за кадром».

Правительство, руководствуясь абз. 2 п. 3 ст. 5 Закона № 57-З, согласно которому Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности, впервые в учетной практике Беларуси разработал долгосрочные значимые и объемные документы для организаций государственного сектора: Концепцию и План.

Концепция разработана в развитие стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь, определенной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» (далее — Постановление № 1080). Постановлением № 1080 утверждены:

  • Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь;

  •  состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

Следует отметить, что это очень знаковое событие для нашей страны — важный шаг на пути гармонизации отечественного законодательства в этой области и возможность активизировать работу в направлении сближения с МСФООС наряду с такими странами бывшего СССР, как Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина.

Главной целью реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления (абз. 2 гл. 3 Концепции).

Следует отметить, что если в отношении МСФООС предприняты конкретные шаги, то в отношении Международных стандартов аудита (далее — МСА) пока никакой подвижки нет. Однако ряд МСА напрямую указывают на связь МСФО и МСФООС с МСА (таблица).

Таким образом, как представляется автору, впереди предстоит очень ответственная и сложная работа по применению МСА в Беларуси, в том числе для сектора государственного управления. Возможно, руководствуясь абз. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» Совет Министров Республики Беларусь в части обеспечения проведения единой государственной политики в области аудиторской деятельности, разработает аналогичные Концепции и Плану документы в области аудита, в том числе применения Международных стандартов аудита.

Таблица

Взаимосвязь MCA с МСФО и МСФООС

Номер и наименование MCA

Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО

MCA 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

Пункт A7. Некоторые концепции подготовки финансовой отчетности являются концепциями достоверного представления, в то время как другие являются концепциями соответствия. Те концепции подготовки финансовой отчетности, которые включают в основном стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые органом, признанным или уполномоченным устанавливать стандарты для применения организациями при подготовке финансовой отчетности общего назначения, часто имеют целью достижение достоверного представления, например, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), выпускаемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО).

Пункт A8. Кроме того, требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности определяется и перечень документов, составляющих полный комплект финансовой отчетности. Во многих случаях концепцией предусматривается, что финансовая отчетность должна предоставлять информацию о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации. Для таких концепций полный комплект финансовой отчетности будет включать баланс; отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств и соответствующие примечания. Для некоторых иных концепций подготовки финансовой отчетности полный комплект финансовой отчетности может состоять лишь из одного-единственного финансового отчета и соответствующих примечаний:

  •    в Международном стандарте финансовой отчетности для организаций государственного сектора (МСФГОС) «Финансовая отчетность на основе кассового метода учета», выпущенном Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций государственного сектора, например, устанавливается, что при подготовке финансовой отчетности организацией государственного сектора в соответствии с этим МСФГОС основным финансовым отчетом является отчет о денежных поступлениях и выплатах;
  •    другие примеры единственного финансового отчета, каждый из которых будет включать соответствующие примечания:

— баланс;

— отчет о прибылях и убытках или отчет о результатах деятельности;

— отчет о нераспределенной прибыли;

— отчет о движении денежных средств;

— отчет об активах и обязательствах, не включающий собственный капитал;

— отчет об изменениях в собственном капитале;

— отчет о выручке и расходах;

— отчет о результатах деятельности по видам продукции

МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

Пункт A8. В настоящее время не существует объективного и авторитетного, признанного во всем мире обоснования, которое позволяло бы судить о приемлемости той или иной концепции подготовки финансовой отчетности общего назначения. В отсутствие такого обоснования предполагается, что для подготовки финансовой отчетности общего назначения приемлемо использовать стандарты финансовой отчетности, установленные органами, которые уполномочены или признаны как органы стандартизации финансовой отчетности организаций того или иного типа, при условии, что такие органы в своей работе следуют установленному и прозрачному регламенту работы, подразумевающему взвешенность и учет мнений широкого круга заинтересованных сторон. Примеры таких стандартов финансовой отчетности включают:

§     Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

§     Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора;

§     принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, распространяемые соответствующей уполномоченной или признанной организацией по разработке стандартов в той или иной юрисдикции, при условии, что данная организация в своей работе следует установленному и прозрачному регламенту работы, подразумевающему взвешенность и учет мнений широкого круга заинтересованных сторон

МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

Суждение о вопросах, существенных для пользователей финансовой отчетности, определено в соответствии с Концепцией подготовки и представления финансовой отчетности, принятой Советом по МСФО в апреле 2001 г.

МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

2. В разных концепциях подготовки финансовой отчетности могут использоваться разные определения термина «справедливая стоимость» (в том числе применительно к разным активам, обязательствам или раскрываемой информации в рамках какой-то конкретной концепции). Например, МСФО (IAS) 39 («Финансовые инструменты: признание и оценка») определяет справедливую стоимость как «сумму, за которую актив может быть обменен или в которой обязательство может быть урегулировано в результате осуществления операции между не зависящими друг от друга сторонами, осведомленными об условиях операции и желающими совершить такую операцию».

В приложении «Оценка справедливой стоимости и раскрытие информации при применении разных концепций подготовки финансовой отчетности» дается прямая ссылка на МСФО 39

МСА 560 «События после отчетной даты»

2. На финансовую отчетность могут оказывать влияние определенные события, имеющие место после отчетной даты. В рамках многих концепций подготовки финансовой отчетности такие события рассматриваются особо*. В соответствии с такими концепциями подготовки финансовой отчетности обычно выделяются события двух типов: благоприятные, неблагоприятные.

* Например, в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода» рассматривается порядок отражения в финансовой отчетности событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), которые имели место в период между отчетной датой (именуемой в МСФО (IAS) «датой окончания отчетного периода») и датой одобрения финансовой отчетности к выпуску

МСА 570 «Непрерывность деятельности»

Пункт 3. Некоторые концепции подготовки финансовой отчетности содержат явное требование к руководству проводить специальную оценку способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, а также требования стандартов в отношении вопросов, которые необходимо рассмотреть, и информации, которую следует раскрыть в связи с допущением о непрерывности деятельности. Например, в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 1 («Представление финансовой отчетности», п. 25–26) руководство должно выполнить оценку способности организации продолжать непрерывно свою деятельность.

Пункт A2. Принцип непрерывности деятельности, используемый в бухгалтерском учете, может также применяться руководством организаций государственного сектора. Например, в международном стандарте финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) 1 («Представление финансовой отчетности», п. 38–41) рассматривается вопрос о способности организаций общественного сектора продолжать непрерывно свою деятельность

МСА 700 «Формирование мнения и составления заключения о финансовой отчетности»

Пункт 9. Ссылка на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в настоящем стандарте означает Международные стандарты финансовой отчетности, выпущенные Советом по международным стандартам финансовой отчетности, а ссылка на Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора означает Международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора (МСФООС), выпущенные Советом по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

1. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

2. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

3. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

4. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

5. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

6. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

7. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Колонка редактора

1. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.

2. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

3. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).