Применение международных стандартов аудита в Республике Беларусь: проблемы и пути решения |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, аудируется в соответствии с Международными стандартами аудита. Однако в Республике Беларусь соблюдение данного условия обозначило ряд проблем. Некоторые из них рассмотрим в данной публикации.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
С 1 января 2017 г. в Беларуси в качестве технических нормативных правовых актов введены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и документы МСФО и их Разъяснения, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности на основании:
§ постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;
§ постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2016 № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности».
В последние годы работа по переходу на МСФО значительно активизировалась в связи с принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее — Стратегия) (принято в г. Кишиневе 14.11.2008) и Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по ее реализации, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 28.10.2016.
Еще 4–5 октября 2012 г. в г. Баку состоялось заседание Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ, на котором было признано считать целесообразным организацию перевода официального текста Международных стандартов аудита на русский язык в порядке, аналогичном принятому для перевода официального текста Международных стандартов финансовой отчетности.
Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза
В рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 Евразийской экономической комиссией начата работа по формированию основ единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС. Рабочей группой из представителей министерств финансов государств — членов ЕАЭС, а также Национального банка Республики Беларусь и Евразийской экономической комиссии разрабатывается проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС. Членами Рабочей группы подготовлен План мероприятий («дорожной» карты») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств — членов ЕАЭС, которым предусмотрено создание условий для формирования у аудиторов, а также студентов по соответствующим специальностям знаний и навыков, необходимых для применения международных стандартов аудита. В Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Российской Федерации и Республике Узбекистан имеются национальные планы (программы) внедрения МСА. Полномочия по реализации этих планов (программ) возлагаются на министерства финансов совместно с профессиональными аудиторскими институтами, а также другими органами. В Республике Беларусь такой программы (плана, концепции) нет.
В Бишкеке 09.07.2015 на очередном заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам при Коллегии Евразийской экономической комиссии был рассмотрен ряд вопросов в сфере финансовой политики государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Члены Комитета рассмотрели и одобрили план мероприятий («дорожная карта») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств — членов ЕАЭС, который направлен на либерализацию рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза.
Указанный документ определяет этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательств государств-членов в сфере аудиторской деятельности, в том числе формирование единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории таможенного союза и ЕЭК. Единый рынок аудиторских услуг начнет функционировать с 01.01.2022, а услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета — в 2021 году.
На очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии 18.10.2016 в Москве одобрены проекты планов либерализации по формированию единого рынка услуг в сфере аудита, отчетности и бухгалтерского учета и согласован проект распоряжения Высшего совета Евразийского экономического союза об их утверждении.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 57-З) общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Банки обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть:
§ представлена в Министерство финансов Республики Беларусь (банка — в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;
§ размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 17 Закона № 57-З).
Важно отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 56-З) годовая отчетность общественно значимых организаций, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту, если обязанность составления такой отчетности установлена законодательными актами Республики Беларусь (ст. 17 Закона № 56-З).
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями (ст. 17 Закона № 57-З).
Дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, являются:
§ наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;
§ наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов из числа указанных в ч. 2 ст. 17 Закона № 57-З, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
Уточним некоторые аспекты из вышесказанного:...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь