Применяем новый порядок расчета рентабельности по итогам работы за 2023 год для отчислений в фонд национального развития |
21 октября вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2023 № 698 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2023 г. № 218» (далее — постановление № 698), которым внесены изменения в Положение о порядке формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития (далее — Положение).
Дополнен перечень организаций, на которые не распространяются значения показателей и нормативы, установленные Положением.
Действие постановления № 698 распространяется на унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, а также на организации, являющиеся дочерними по отношению к организациям, названным в подп. 1.1 п. 1 Указа № 637, и дочерними компаниями холдинга, управляющей компанией которого также являются организации, упомянутые в подп. 1.1 п. 1 Указа № 637, которые по состоянию на 20.05.2023:
· признавались плательщиками части прибыли (дохода) в ФНР по итогам работы за 2022 год, — в отношении уплаты ими части прибыли (дохода) в данный фонд начиная с 2023 года по итогам работы за 2022 год. Этим организациям не позднее 20.11.2023 следует подать в инспекцию МНС по месту постановки на учет расчет части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, по итогам работы за 2022 год с учетом изменений;
· не признавались плательщиками в ФНР по итогам работы за 2022 год, — в отношении уплаты ими части прибыли (дохода) в указанный фонд начиная с 2024 года по итогам работы за 2023 год (п. 2 постановления № 698).
Нефинансовая организация признается плательщиком части прибыли (дохода) в ФНР, если значение ее рентабельности за предыдущий год составляет 20 и более процентов. Притом рентабельность рассчитывается по следующей формуле:
P = EBITDA / BTУ · 100.
Скорректирован состав EBITDA и ВТУ при расчете рентабельности нефинансовой организации для целей формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития (далее — ФНР).
В расчете EBITDA теперь также участвуют прочие доходы и расходы по инвестиционной деятельности (строки 112 и 104 отчета о прибылях и убытках), а сам показатель уменьшается:
· на сумму средств, выделенных на безвозмездной основе из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов и (или) бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, отраженных в предыдущем году в составе выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (значение строки 010 отчета о прибылях и убытках) и (или) прочих доходов по текущей деятельности (значение строки 070 отчета о прибылях и убытках);
· стоимость имущества, переданного организации безвозмездно в предыдущем году по решению Президента Республики Беларусь (отражена в составе значений строки 070 отчета о прибылях и убытках).
При расчете ВТУ с учетом новаций из выручки (строка 010 отчета о прибылях и убытках) вычитается сумма средств, выделенных на безвозмездной основе из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе из государственных целевых бюджетных фондов и (или) из бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, отраженных в предыдущем году в составе выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (подп. 1.2 п. 1 постановления № 698).
Расширен список оснований, по которым нефинансовая организация — хозяйственное общество не признается плательщиком в случае, когда годовым общим собранием принято решение о невыплате дивидендов. Теперь к ним относятся все случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 72 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (п. 1.3 постановления № 698).
Изменения коснулись в том числе расчета части прибыли (дохода) в ФНР в размере 50 % для нефинансовой, государственной страховой организации. При расчете из чистой прибыли теперь вычитается сумма прибыли, направленная по итогам предыдущего года на создание и приобретение ОС производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе осуществляемые по договору простого товарищества, и НМА, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели, за вычетом амортизации ОС и НМА, начисленной за предыдущий год (п. 1.4 постановления № 698). Ранее из чистой прибыли следовало вычитать только сумму амортизации ОС и НМА за прошлый год, направленную на эти цели (п. 6.4 Положения).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь