МСФО и МСА в кредитной организации: справедливая стоимость активов: оценка ненаблюдаемых данных

МСФО и МСА в кредитной организации: справедливая стоимость активов: оценка ненаблюдаемых данных |

Номер № 02/2020
Количество просмотров 192
Автор МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

Вопросы определения справедливой стоимости финансовых инструментов, как и раскрытия информации в финансовой отчетности, становятся все более актуальными.

Вступивший в силу 1 января 2013 г. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» закрепил в методологии формирования отчетности принципы оценки справедливой стоимости. При оценке стоимости активов и обязательств, по которым не используются наблюдаемые данные официальных и всемирно признанных источников, у специалистов по МСФО нередко возникают вопросы. Стандарт должен помочь кредитным организациям выявить перечень таких активов и обязательств, формализовать методологию их оценки, сделав методики используемыми. На что при этом следует обратить внимание?

МСФО (IFRS) 13 устанавливает иерархию подходов к определению справедливой стоимости, отдавая приоритет наблюдаемым рыночным данным. В частности, если для финансовых инструментов существует активный рынок, для определения справедливой стоимости в соответствии со стандартом необходимо использовать котировки этого активного рынка. Модели оценки могут использоваться, только если активного рынка не существует. При этом стандарт не устанавливает конкретных требований к моделям оценки. В условиях неактивного рынка определение кредитного качества и справедливой стоимости, как правило, требует применения суждения. Такая ситуация часто возникает в случаях с нестандартными инструментами или при наличии специфических факторов, связанных с конкретным эмитентом. Особую важность тогда приобретает раскрытие информации об уровнях иерархии справедливой стоимости и допущениях в отношении ненаблюдаемых данных, а также чувствительности таких оценок к изменению оценочных параметров.

Комитет по МСФО давно и последовательно расширяет сферу применения принципа учета по справедливой стоимости и сужает другие методы оценки стоимости активов. Так, например, МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» сузил вариативность методов оценки, и теперь все финансовые инструменты должны оцениваться по справедливой стоимости за исключением тех, условия выпуска которых предполагают учет по амортизированной стоимости, и эти условия жестко регламентированы. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» дает дополнительное руководство к уже существующим стандартам по применению принципа оценки по справедливой стоимости, уточняет определение справедливой стоимости и объясняет, какие методы могут применяться для ее оценки.

МСФО (IFRS) 13 определяет справедливую стоимость как цену, которая могла бы быть получена при продаже актива или погашении обязательства при осуществлении обычной операции между рыночными участниками на дату оценки. Что касается методов определения справедливой стоимости, то стандарт указывает, что должны использоваться оценочные методы и техники, наиболее уместные в конкретных обстоятельствах, для которых имеется в наличии достаточно информации, при максимальном использовании наблюдаемых данных и минимальном применении ненаблюдаемых данных.

Все данные, используемые для оценки справедливой стоимости, подразделяются на три уровня:

...

Подробнее читайте в статье.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. МСФО и МСА в кредитной организации: справедливая стоимость активов: оценка ненаблюдаемых данных |

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» закрепил в методологии формирования отчетности принципы оценки справедливой стоимости. При оценке стоимости активов и обязательств, по которым не используются наблюдаемые данные официальных и всемирно признанных источников, у специалистов по МСФО нередко возникают вопросы. На что при этом следует обратить внимание?

2. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

3. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

4. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.
Колонка редактора

1. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

2. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.

3. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.